Медресе - университет Востока
В последние годы в Узбекистане ощутимо растет интерес к собственному научному и образовательному наследию. На фоне подготовки к 3000-летнему юбилею Самарканда и активного участия страны в проектах ЮНЕСКО, изданная в Ташкенте книга докторами медицинских наук А. М. Шамсиевым и А. У. Рахимовым «Медресе - университет Востока» звучит особенно своевременно. Это редкая по объему материала и охвату научно-популярная работа возвращает в общественную дискуссию важный вопрос о том, что Центральная Азия была одной из колыбелей мировой высшей школы.
Авторы, будучи сами медиками, много лет работали с рукописями Института востоковедения и, на основе широкого круга источников, выдвигают главный тезис: медресе Средней Азии - не просто религиозные учебные заведения среднего звена, но и полноценные центры образования и науки. Более того, их высшая форма - «мадрасаи-олия» - возникла раньше европейских университетов. Например, если Болонский университет был открыт в 1088 году (по некоторым данным), то медресе Кусамия, функционировавшее на месте нынешнего ансамбля Шахи-зинда, – в 1066 году. В построенном по приказу Караханидского правителя Ибрагима Тамгачхана медресе учились и преподавали крупные ученые Востока, такие как Масъуд ибн Хасан ал-Кушани, Абу Хафс ан-Насафи, Омар Хайям и другие.
Книга обстоятельно показывает, что Бухара, Самарканд, Нишапур, Мерв были интеллектуальными столицами, в которых формировались будущие светила мировой науки. Впечатляет широта охвата: от первых упоминаний медресе в X веке до сравнения образовательных моделей Востока и Запада.
Особая ценность книги - подробные рассказы о великих ученых, вышедших из системы медресе. На страницах оживают образы: аль-Хорезми, заложившего основы алгебры и алгоритмов; Фергани, чьи астрономические труды изучались в Европе столетиями; Ибн аль-Хайсама, создавшего научный метод и оптику; Авиценны, чьи «Канон врачебной науки» и «Книга исцеления» стали энциклопедией медицины; Беруни, разработавшего геодезию, экспериментальную минералогию и фармакогнозию. Все эти истории объединены общей мыслью - восточные мыслители сыграли ключевую роль в сохранении и передаче античного наследия, обеспечив тем самым европейское Возрождение.
Интересно выстроен контрапункт - сравнение образовательной атмосферы в Европе и на Востоке. Авторы, не уходя в научную полемику, ясно показывают определенные достоинства восточного средневекового высшего образования. Любопытно, что в то время как инквизиция подавляла свободомыслие в Европе, на Востоке формировались библиотеки, академии, обсерватории, медицинские школы и богатейшие книжные фонды. Медресе демонстрируются как открытый институт знаний, где философия соседствовала с математикой, а богословие - с медициной и астрономией.
Именно эта междисциплинарность - редкая для того времени - позволила восточным энциклопедистам шагнуть дальше комментирования античных авторов и предложить собственные открытия, которые впоследствии стали фундаментом европейской науки.
Авторы показывают, что в условиях политической нестабильности и сложной истории региона медресе сохраняли преемственность науки. Парадоксально, но именно Восток, переживший многочисленные нашествия, оказался способным удержать и передать миру научную традицию, в то время как Европа временно утратила часть античного наследия.
Среди несомненных достоинств труда можно назвать богатый фактический материал, основанный на источниках и рукописях, широкий исторический контекст, охватывающий несколько регионов и эпох. Подчеркнутая роль медицины делает книгу особенно интересной врачам и историкам науки, а доступный стиль изложения позволяет читать книгу как популярную научную работу.
Однако необходимо отметить и определенную апологетичность издания. Авторы в стремлении доказать первенство Центральной Азии в истории образования несколько упрощают противопоставление Востока и Запада. Тем не менее, это не мешает книге выполнять свою задачу - раскрыть глубину и масштаб восточного научного наследия.
Для Узбекистана, возвращающего свою научную историю в публичное пространство, книга Шамсиева и Рахимова - настоящий интеллектуальный манифест, который напоминает о том, что Самарканд, Бухара и Хорезм были центрами мирового знания задолго до появления университетов Оксфорда и Болоньи. Книга позволяет взглянуть на историю региона через его вклад в развитие цивилизации, науки и образования.
Анастасия ПАВЛЕНКО.