Продолжение Эмир Бухарский в Петербурге: дипломатия, мечеть и культурная миссия

Эмир Бухары, сдержав свое слово, пожертвовал мусульманской общине Петербурга 500 тысяч рублей на приобретение земли под строительство мечети.

Место выбрали живописное - на Кронверкском проспекте, в одном из самых красивых районов города. Вскоре после визита эмира был создан Строительный комитет, который, по его поручению, через Императорское Санкт-Петербургское общество архитекторов объявил конкурс на лучший проект соборной мечети.

Предполагалось, что стоимость возведения храма составит те же 500 тысяч рублей. В 1908 году на суд комиссии было представлено 45 проектов. Первые премии присудили трем работам: проекту под девизом «А» архитектора А. С. Лялевича, проекту «Мамелюк» С. С. Перетятковича и проекту «Тимур» Н. В. Васильева.

За основу для постройки соборной мечети решено было взять проект гражданского инженера Васильева с условием его доработки. Прототипом для этого проекта послужил один из знаменитых архитектурных памятников Самарканда – мавзолей Амира Темура Гур-Эмир с его уникальным ребристым куполом. Архитектор сумел органично соединить восточные мотивы и северные традиции, что позже станет одним из главных художественных достоинств петербургской мечети.

Второй визит эмира и закладка мечети

Следующий приезд эмира Бухарского Сейид-Абдул-Ахад-хана в Петербург состоялся 29 января 1910 года. Уже 1 февраля его торжественно принял император, преподнеся украшенный бриллиантами юбилейный знак в честь 25-летия правления бухарского владыки.

Но самым памятным событием визита стало другое - 3 февраля 1910 года состоялась закладка соборной мечети в присутствии эмира, членов его свиты, представителей императорского двора, татарской общины и тысяч мусульманских прихожан.

К месту торжественной закладки собралось множество высокопоставленных лиц города и представителей мусульманского населения. Был поставлен особый шатер с входным портиком в восточном стиле. Шатер, портик и все место вокруг было разукрашено флагами. Фундамент мечети возвели заранее, где приготовили под особой сенью место для совершения официальной закладки. Там лежали традиционные  молоток, лопатка, серебряная закладная доска и белые мраморные кирпичи. Кругом были поставлены особые щиты с арабскими надписями из Корана. Вокруг шатра теснилась тысячная толпа народа, а сам шатер был полон приглашенными на торжество.

В 11 часов утра эмир прибыл в сопровождении своей свиты и русских служивых. Чин закладки совершил престарелый ахун Атаулла Баязитов — религиозный и общественный деятель, многолетний лидер мусульманской общины Петербурга, один из инициаторов строительства мечети. В своем обращении он подчеркнул благосклонное отношение императора к делу мусульманской общины и особую роль эмира, благодаря которому мечеть стала возможной.

Ахун произнес слова, ставшие символичными для всей петербургской уммы: «Коран говорит: Бог красив и любит красоту. Пусть наша мечеть будет прекрасной - во славу архитектуры, во славу города, во славу души человека. Такой мечети нет ни в Париже, ни в Лондоне. Но важно, чтобы ее красота вдохновляла людей на красоту духовную».

После молитв и чтения текста закладной доски первый белый камень в основание храма положил сам эмир Бухары. За ним - ахуны, муфтии, архитекторы, почетные гости и представители мусульманской общины.

Торжественный прием и пожертвования

После церемонии гостей пригласили на завтрак в роскошный павильон, украшенный коврами и цветами. Вместо шампанского подавали лимонад, а за почетным столом - на фоне портретов императорской семьи и наследника цесаревича Алексея - был произнесен первый тост: эмир Бухарский на русском языке, пожелал здравия государю-императору, и зал взорвался восторженным «ура!».

Затем последовали другие тосты: за цесаревича, за самого эмира, за старшего муфтия и за ахуна Баязитова. В своей речи ахун поблагодарил императора и эмира за поддержку мусульман Петербурга.

В память о событии отчеканили специальный памятный жетон с изображением будущей мечети. А эмир, тронутый приемом, пожертвовал дополнительно: 15 тысяч рублей на дальнейшее строительство и 5 тысяч рублей на помощь бедным мусульманам.

В тот же день император дал в Царскосельском дворце торжественный обед в честь эмира. Но эта встреча стала последней: вскоре Сейид-Абдул-Ахад-хан простился с Петербургом.

Строительство и архитектурные решения

Строительство началось в августе того же года, но работы оказались сложнее, чем предполагалось. Мечеть проектировалась на три тысячи человек и возводилась в три яруса: второй ярус был предназначен исключительно для женщин и имел отдельный вход.

Архитектору Васильеву приходилось учитывать пожелания заказчиков, особенности петербургского климата и архитектурного ансамбля. В проектировании помогали именитые архитекторы А. И. фон Гоген и С. С. Кричинский. Отмечу, что архитектор Кричинский в 1913 году построил также в Санкт-Петербурге дом для эмира Бухары, ставший шедевром искусства зодчества.

Из-за северной пасмурности Васильев пошел на инновацию - пробил 16 окон в куполе и увеличил оконные проемы. В результате мечеть обрела черты, напоминающие византийские храмы. Решетки на окнах изготовили из кованого железа по восточным мотивам, а стекло выбрали золотисто-янтарное, чтобы смягчить свет.

Цветовая гамма также отличалась от самаркандской: вместо традиционных теплых глин и бирюзовой майолики - серый гранит, гармонирующий с северной архитектурой. Майолику использовали частично - на куполе, минаретах и вокруг входов. В орнаменты вплетали куфическую вязь с изречениями из Корана.

Изготовлением мозаик занимался известный керамист П.К. Ваулин на своем заводе «Ваулин и Гельдвейн». Сложнейшие панно собирались вручную, плитка за плиткой. Некоторые фрагменты получились настолько изысканными, что казались привезенными прямо из Самарканда.

К сожалению, Сейид-Абдул-Ахад Хан не дожил до открытия мечети - он скончался в конце 1910 года. На первом богослужении в честь 300-летия Дома Романовых, состоявшемся 21 февраля 1913 года в еще недостроенной мечети, присутствовал его сын - Саид-Мир-Алим Хан.

Перед михрабом расчистили небольшую площадь, где и разместились молящиеся вместе с эмиром Бухары и хивинским ханом. На женской половине разместились жены видных петербургских мусульман. От имени внезапно заболевшего муфтия ахун Хурамшин сказал слово, в котором отметил благоволение России к своим жителям мусульманам. Молебствие завершилось чтением «хутбы» и молитвой за императора на арабском языке.

Память и наследие

Петербургская соборная мечеть - плод усилий мусульман со всех уголков Российской империи. Построенная по мотивам самаркандских памятников, она стала уникальным образцом синтеза восточных традиций и северной архитектуры, украшением города и свидетельством диалога культур.

Последним вкладом эмиров Бухары в этот проект стал огромный ковер для молящихся, присланный в дар уже после смерти Сейид-Абдул-Ахад Хана.

Сегодня мечеть остается символом единения мусульманской общины и прочных связей Петербурга и Бухары, о которых напоминает каждое из ее ребристых, обращенных к небу куполов.

Александр ГАЛАК.