Православная церковь в Пайарыке
В конце XIX - начале XX века в Самаркандской области стали появляться первые русские поселения.
По распоряжению главного начальника Туркестанского края прибывшим переселенцам отводились неосвоенные земли в Голодной степи и возле железнодорожных станций. Таким образом, в Самаркандской области стали появляться русские поселки: в 1886 году Надежденский, Запорожский и Сретенский, в 1892 году Николаевский, в 1896 году Обетованный и Романовский, в 1897 году Нижне-Волынский, Верхне-Волынский и Конногвардейский (данные взяты из периодического издания Самаркандского областного статистического комитета «Справочная книга Самаркандской области»).
В июне 1899 года было отведено место еще под одно поселение на не занятых местным населением местах неподалеку от Зеравшана, которое вскоре решили назвать Федоровским в память бывшего в 1898 году военного губернатора Самаркандской области генерал-майора Федорова Якова Дмитриевича. Дело в том, что сначала переселенцам было предложено место возле Ходжента, но людям оно не понравилось. В поисках лучшего места 65 семейств направились в сторону Самарканда и сделали здесь свой выбор. Надо сказать, что местное население приняло переселенцев спокойно, мирно и дружелюбно.
К переселению допускались русские подданные православного вероисповедания из российских губерний. Каждой семье крестьян выделялось по одной десятине земли под личное хозяйство и еще 10 десятин земельных угодий под посевы. По существовавшему положению в течение трех первых лет переселенцы освобождались от уплаты гербового сбора и государственного поземельного налога, а в последующие 5 лет они должны были выплачивать лишь половину налогов.
Сначала у переселенцев имелись 32 лошади, одна корова и три свиньи. Будучи все крестьянами, они стали заниматься посевом пшеницы и частично хлопка. Через два года количество семей выросло до 102-х с общим числом людей обоего пола в 303 человека. Для озеленения нового поселка было выделено 1500 саженцев ореха. Из России были выписаны сеялки и плуги для работы на полях.
Первые годы у переселенцев ушли на то, чтобы встать на ноги; выстроить себе жилье, наладить полив земельных угодий и т. д. Но люди не могли жить без храма, и его нехватка особенно остро ощущалась вдали от родины. Вскоре началась постройка церкви, которую решено было строить из жженого кирпича. Население поселка также принимало участие в деле постройки храма, подвозя на телегах кирпичи и другие необходимые стройматериалы.
Указом Священного Синода от 31 января 1911 года из Петербурга пришло долгожданное письмо, в котором говорилось, что в русских поселениях «Федоровская» и «Булунгурская степь» открываются новые церкви. После этого последовало распоряжение епископа, которым в Федоровскую церковь, названную во имя Покрова Божией Матери, утверждался священник Трофим Андреевич Мороз.
Отец Трофим сам был родом из крестьянской семьи Киевской области. До принятия сана священника он десять лет преподавал в церковной школе. Из-под Киева отец Трофим едет в Москву, где он оканчивает пастырские курсы и принимает священство в Даниловом монастыре. Из Москвы его направляют в Туркестан. Так сложилось, что отец Трофим был первым и последним священником в Покровской церкви села Федоровского.
В тревожные 20-е годы, когда советская власть активно боролась с местными зажиточными крестьянами, в районе Федоровского появился вооруженный отряд последних. Селяне, опасаясь за свою жизнь, укрылись в стенах Покровской церкви, пережидая, пока отряд не покинул села. Вскоре новая власть решила изменить название поселка, переименовав его в память об одном из погибших бакинских комиссаров – Нариманове.
В ходе кампании по закрытию храмов в городе Самарканде и области до 1930 года были закрыты все церкви, кроме двух Покровских – одна в самом городе, вторая - в селе Федоровском. Покровский храм в селе был закрыт только в 1940 году. Когда с его колокольни стаскивали колокол, все жители села слышали его громкий и звучный, прощальный звук. Старожилы еще помнят те дни, вспоминают, как один из пьяных, одуревших мужиков стал отплясывать на иконе с изображением Святого Серафима Саровского и в тот же день умер. Здание храма было «обезглавлено» вскоре после закрытия, и в его стенах решено было открыть кинотеатр. Вследствие развала Союза кинотеатр перестал существовать, а здание осталось без применения.
Когда в жизни узбекистанцев наступил новый период и была обретена независимость – власти города Пайарыка (прежние названия – Федоровская, Нариманов) обратили внимание на заброшенное строение бывшей церкви. Они привели его в порядок, и теперь оно стоит как памятное место прежних лет…
К нынешнему времени в Пайарыке проживает одиннадцать русских семей, большая часть из ее членов является людьми пенсионного возраста.
Александр ГАЛАК,
художник.
Зарина ЭГАМБЕРДИЕВА,
главный архивист областного архива.