Последняя мечеть-школа в Джаме
Правление могущественного и решительного правителя из династии Аштарханидов Убайдулла-хана II (1701-1712) было последним периодом ханства. Будучи просвещенным правителем, он неустанно трудился над тем, чтобы положить конец внутриполитическому хаосу и восстановить былое могущество страны.
На этом пути Убайдулла-хан II не щадил своих близких, старейшин и богатых феодалов. В попытках спасти ситуацию совершал и ошибки. Его денежная реформа 1708 года, направленная на подъем экономики страны, провалилась. Содержание серебра в монетах была снижена с 35 до 9 процентов. Это привело к четырехкратной девальвации денег. В результате крестьяне, ремесленники и купцы, недовольные денежной реформой, поднимали мятеж, что являлось сигналом для заговорщиков.
Развитие светских наук в стране на фоне ограничения власти религиозной встречало противодействие со стороны религиозных фанатиков. Представителей позиции шейхульислама, обладающих большой властью в жизни страны, и шейхов Джуйбора (Накшбандийский орден), занимавших ключевые места со времен Саманидов, лишали налогов и ряда привилегий, что конечно, не увеличивало популярность правителя. Последней каплей для Убайдулла-хана II стала административная реформа, при которой детей как ремесленников, так и купцов, независимо от их положения в обществе, назначали на государственные должности, в соответствии с их талантом, знаниями. Заговор возглавил его брат Абдулфайз-хан.
В 1712 году Убайдулла-хан II был убит в селении «Пири мирза» близ города Бухары, ему было около 32 лет. С ним погас последний свет Бухарского ханства. Об этом подробно рассказывается в произведении Амина Бухари «Убайдулланома».
В период правления Убайдулла-хана II, попытавшегося внести коренные изменения в области науки и образования и вошедшего в историю как правитель-реформатор, были построены парк Ханабад и несколько медресе, отремонтированы мечети. Особое внимание уделялось также отдаленным селам, а при мечетях устраивались небольшие и компактные школы для детей 6-7 лет, где они получали начальное образование в течение 5-8 лет (это описано в «Истории Мукумхани» Юсуфа Мунши).
Стоит отметить школу, расположенную в махалле «Омондара» села Джам Нурабадского района, которую в просторечии называют «Мечеть Чункаймыш». На колонне в центре этого здания, повторяющего здание XVIII века под названием «Старая мечеть» в махалле «Тегирмонбаши», имеется надпись «построена мастером Абдусаттором». Эта надпись есть на обоих памятниках. По словам историка-архитектора Абдуманнона Ёркулова, можно сделать вывод, что эти мечети и школы при них были построены в одно и то же время одним и тем же мастером.
Это здание, стены которого имеют толщину более одного метра, построено настолько прочно, что выдержало множество дождей и бурь на протяжении веков. Мечеть-школа стала местным центром знаний и культуры во времена Бухарского ханства, где детям давали начальное образование. Выпускников этой мечети-школы отправляли в Самарканд и Бухару, чтобы они продолжили обучение в крупных медресе. Со временем роль этой мечети и школы возросла, она стала религиозным и политическим центром.
После прихода царской России в Среднюю Азию эта школа-мечеть утратила свое прежнее значение в жизни села, а после Октябрьской революции 1917 года преподавание здесь было полностью прекращено. Древнее место знаний теперь служит хранилищем зерна, молока и других продуктов, а также магазином и столовой.
Хотелось бы, чтоб здания, являющиеся историко-культурным наследием сохранились, использовались должным образом, чтобы мы смогли передать их следующему поколению.
Илхомжон БОТИРОВ,
общественный инспектор по охране
объектов культурного наследия Нурабадского района.