Поэтические строки - тексты для «Шашмаком»

Поэзия Навои очень тесно связана с музыкой. Еще при жизни поэта в качестве песенных и макомных текстов стали использовать его газели. Многие мелодии получили такую известность, что в Герате не было ни одного дома, где бы их не напевали.

Глубина философского содержания стихов Навои нашла отражение в таких традиционных музыкальных жанрах, как алла, ашула, сувора, накш, катта ашула, бухарский шашмаком, хорезмские и фергано-ташкентские макомы, уйгурские мукамы. Широкой популярностью пользуются вокальные произведения «Ушшок», «Кушчинор», «Хануз», «Бает», «Чоргох», «Насруллои», «Гиря» и многие другие.

- Текстами для «Шашмакома» обычно служат стихотворения классиков восточного стихосложения, но большая часть из них поэтические строки Навои, - рассказывает директор школы музыки и искусств №2 города Каттакургана Даврон Нурмуродов. Они читаются легко, отличаются эмоциональностью и удивительной музыкальностью. Написаны они в системе стихосложения аруз, в основе которого последовательное чередование долгих и кратких слогов, что придает стиху особую ритмичность и напевность. Поэтому не случаен избранный поэтом псевдоним Навои - мелодичный (от слова «наво» - мелодия, напев). Будучи в музыке и теоретиком, и практиком, он требовал от учеников законов стихосложения в сочетании с основами музыкальной композиции. Они тесно связаны между собой, и знание этих правил улучшает создаваемое музыкально-поэтическое произведение.

Макомы сконцентрировали в себе лучшие достижения профессионального творчества разных эпох. Высокодуховные по содержанию и разнообразные по форме, они - отражение многовековой истории и культуры народа, эстетики и мудрости. Понять их можно, только уловив все тонкости.

Абдуазиз ХАШИМОВ.