Подозреваемому не нужно доказывать свою невиновность
В новой редакции Конституции закреплены принципы социальной справедливости и солидарности, укреплены конституционные основы, предусматривающие совершенно новые механизмы защиты прав и свобод человека.
В частности, признано, что интересы человека превыше всего, а надежная защита прав и свобод граждан определена как конституционная обязанность государства. Неприкосновенность человеческой чести и достоинства, то, что ничто не может быть основанием для их дискриминации, неясности, возникающие между людьми и государственными органами, трактуются в пользу людей, правовые меры достаточны и соразмерны для достижения правовой цели.
Также усилены гарантии личных прав и свобод человека в соответствии с самыми передовыми международными стандартами. В нашей Конституции, в частности, записано, что никто не может быть подвергнут аресту, задержанию, заключению под стражу, содержанию под стражей или иному ограничению свободы иначе как на основании закона. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по решению суда. Без решения суда лицо не может быть задержано на срок более сорока восьми часов.
Такие нормы гласят, что любые действия, связанные с ограничением свободы человека, должны осуществляться только на основании решения суда, и направлены на предотвращение незаконного задержания, необоснованного задержания или задержания людей следственными органами.
В Конституции указано, что при задержании человека ему должны быть разъяснены его права и основания задержания на понятном языке. То есть международно признанное Правило Миранды выражено в Основном законе как современный способ защиты прав граждан.
Отмечается, что все сомнения в виновности, если исчерпаны возможности их устранить, должны разрешаться в пользу подозреваемого, обвиняемого, подсудимого или осужденного. Данная норма представляет собой правило прямого действия, обеспечивающее использование в следственном и судебном процессе только достоверных и законных доказательств и защищающее лицо от несправедливого преследования.
Кроме того, установлено, что подозреваемый, обвиняемый или подсудимый не обязаны доказывать свою невиновность, а также установлено, что никто не обязан давать показания против себя или своих близких родственников. Эти правила предотвращают использование иных незаконных методов, таких как психологическое давление и различные угрозы, унижение чести и достоинства любого лица, привлекаемого к уголовной ответственности, или его близких родственников.
Другая важная норма заключается в том, что, лицо не может быть признано виновным или подвергнуто наказанию, если признание им своей вины является единственным доказательством против него. Данная ситуация служит для установления истины о преступлении, а также для предотвращения преследования невиновных людей и в то же время для установления реального виновного или лиц, совершивших преступление.
Известно, что одним из неотъемлемых прав человека является право на защиту своих прав и интересов. Это право отражено в общепризнанных международно-правовых документах. Такая норма определена в статье 55 нашей Конституции, и признано, что каждый имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Суть этого положения состоит в том, что гражданин имеет право самостоятельно защищать свои нарушенные права и свободы, не нарушая при этом прав других лиц. Важно, что при этом способы или меры, применяемые гражданином при необходимой обороне, не должны быть запрещены правовыми документами.
Также в соответствии с законодательством Республики Узбекистан и международными договорами гражданин имеет право обратиться в международные органы, защищающие права и свободы человека, если все внутренние средства правовой защиты государства исчерпаны. Это правовая гарантия обеспечения защиты прав и свобод граждан не только на основе норм, установленных национальным законодательством, но и на основе международного права.
Кроме того, право обращения в международные органы после использования всех внутренних средств правовой защиты государства служит эффективному выполнению международных обязательств Республики Узбекистан в области прав человека.
В целом данные правила обеспечивают приоритет прав человека, выполнение государственными органами своих обязанностей по соблюдению прав человека, формирование уважения к правам и свободам человека.
Шерзод ТУХТАШЕВ,
депутат Законодательной палаты
Олий Мажлиса Республики Узбекистан.