Почему в Самарканде пассажирские автобусы в аутсайдерах?

Далеко не каждый самаркандец пользуется общественным транспортом. И причин этому немало. Многолетняя стагнация городского транспорта, низкий уровень обслуживания, необдуманные решения транспортной логистики привели к тому, что пассажирские автобусы в Самарканде оказались в аутсайдерах. Попробуем разобраться, что не так в областном центре с городским транспортом, и как это планируют исправить.
Самарканд активно разрастается, в нем возводятся новые многоэтажные дома, торговые центры, гостиничные комплексы, открываются как отечественные, так и зарубежные вузы. И в этой связи общественный транспорт, как часть городской инфраструктуры, играет важную роль, а его доступность и комфорт являются показателями качества жизни. Однако реалии таковы: услугами общественного транспорта в Самарканде с миллионным населением пользуется всего 18 процентов граждан.
Городу нужны удобные, а не выгодные маршруты
Интересно, что по одной улице в Самарканде могут курсировать 5-6 маршрутов, а к примеру, на соседней не увидите ни одного автобуса. Это говорит о том, что организованы они не для удобства граждан, а для максимальной выручки. Однако с конца прошлого года деятельность общественного транспорта в городе стала меняться.
- Благодаря транспортному плану, разработанному для Самарканда российской компанией Simetra, сегодня мы стараемся в корне поменять работу общественного транспорта, - говорит исполняющий обязанности начальника управления транспорта по Самаркандской области Акобир Ашуров. - Наверняка многие из вас заметили, что у низкопольных автобусов, курсирующих в Самарканде с ноября 2022 года, в названии маршрутов появилась буква «М». Сделано это неспроста, таким образом пассажирские перевозки в городе будут делиться на магистральные и подвозящие. Магистральные свяжут между собой центральные улицы и дороги, а подвозящие (у них в названии, как и прежде, будут только цифры) возьмут на себя расстояния между небольшими улицами.
Улучшить работу общественного транспорта поможет и система спутникового мониторинга транспорта Glonas. Уже сегодня Gps-датчики установлены на 30 автобусах. До конца этого года данная система будет установлена на всех функционирующих автобусах города. Как отмечают специалисты, благодаря Gps перевозчики смогут контролировать передвижение автобусов, а это значит, что курсировать городской транспорт будет по расписанию, без простоев на остановках и гонок.
Напомним, что перемены в транспортной логистике Самарканда начались в 2021 году, тогда российская компания Simetra вместе с узбекскими коллегами исследовала интенсивность движения на 100 самых важных транспортных узлах, проанализировала текущее состояние и оцифровала всю систему общественного транспорта агломерации, разработала математическую модель для моделирования потоков. По итогам компанией был разработан транспортный план, рассчитанный до 2030 года.
Перестать «охотиться» за пассажирами
В системе общественного транспорта Самарканда имеется немало проблем. И одна из самых острых – желание водителя собрать как можно больше выручки. В погоне за перевыполнением плана по сбору денег водители зачастую игнорируют правила дорожного движения. Автобусы выезжают на встречную полосу, подрезают другие авто, «пролетают» на запрещающий красный сигнал светофора, - все ради того, чтобы первыми добраться до остановки.
Такое поведение водителей связано с их относительно низкой заработной платой. Как правило, работодатели начисляют им минимальный оклад и ставят ежедневный план выручки. Все, что водитель соберет сверх выручки, останется ему и кондуктору.
- Нужно в корне менять это положение, необходимо, чтобы водитель получал достойную заработную плату и никоим образом не вмешивался в процесс сбора денег за проезд, - говорит руководитель пресс-службы управления транспорта Шерзод Халилов. - Управляя городским транспортом, он должен думать о дороге и безопасности пассажиров. Кстати, именно пассажиры могут помочь решить эту проблему, оплачивая за проезд с помощью банковских и транспортной карт. Все курсирующие по городу автобусы оснащены валидаторами. Если раньше они были съемными и, в основном, хранились у водителя, который мог спрятать его, то сегодня все они встроены и включаются при запуске двигателя авто. Уверен, что если 70-80% пассажиров перестанут платить за проезд «наличкой», то у водителей отпадет нужда гоняться за каждым голосующим. Благодаря этому, можно будет решить и еще другую проблему городского транспорта - выдачи пассажирам сдачи за проезд. Ну, а поднять заработную плату водителям предприниматели смогут благодаря субсидиям.
Шерзод Халилов поясняет, что во всех развитых странах оплата проезда пассажиров зависит от километража. У нас же проезд фиксированный для всех. Фактически он обходится перевозчикам не в 1 400 сумов, а примерно в две тысячи сумов. Компенсировать разницу в 400-600 сумов перевозчикам будет местный бюджет, но для этого предприниматели должны предоставить данные валидатора о том, сколько граждан перевезено по тому или иному маршруту.
Нужда в современных автобусах
Самарканд нуждается в автобусах, причем в современных, с большой вместимостью. Сегодня по городу курсирует 260 пассажирских автобусов, хотя три года назад их было в два раза больше.
- Действительно в начале 2020 года в городе насчитывалось порядка 550 автобусов, но из-за пандемии коронавируса и, в частности из-за длительного простоя, заметно сократилось не только количество автобусов, но и число предприятий, занимающихся перевозками пассажиров, - отмечает Шерзод Халилов. - В настоящее время услуги по перевозке пассажиров по маршрутам общественного транспорта предоставляют 17 компаний.
Согласно анализу, проведенному российскими специалистами компании Simetra, для нормальной работы общественного транспорта Самарканду нужно порядка 500 автобусов.
Первые 20 современных автобусов завезли в ноябре прошлого года, в ближайшее время ожидается доставка еще 80 низкопольных автобусов. Кроме того, в текущем году город планирует закупить 350 электробусов, для которых до весны должны построить депо.
Шерзод Халилов подчеркнул, что как только прибудет новый транспорт, малогабаритные автобусы, не приспособленные под нужды инвалидов, отправятся в районы. В Самарканде же останутся только современные авто.
Приоритет общественного транспорта
Пробки стали частью нашей повседневной жизни. Согласно статистическим данным, сегодня на 1 000 самаркандцев приходится свыше 90 автомобилей. В мировом масштабе этот показатель незначителен, однако для Самарканда с его относительно узкими дорогами он более чем масштабен. Новые автобусы и удобные маршруты не смогут изменить отношение города к общественному транспорту, если ему не предоставить приоритет на дорогах.
- Совсем недавно в Самарканде появилась первая «выделенка» для автобусов, - рассказывает Ш. Халилов. - Она начинается на улице Ибн Сино и заканчивается на улице Бустонсарой. К сожалению, наши дороги не позволяют сделать полноценную выделенную полосу для общественного транспорта по всему городу. Поэтому спецполосы для автобусов в Самарканде планируются пока только на восьми улицах. Благодаря им заметно увеличится скорость движения общественного транспорта по городу, что в конечном итоге приведет к тому, что немало горожан захотят пересесть из такси и даже личных авто на автобусы, которые не будут стоять в пробках.
Малика АБАЙДУЛИНА.
Фото автора.