Почему не решается проблема с водой?

Как заканчивается 2023 год для работников сходов граждан и дорожных служб? Что мешает в реализации региональных программ по обеспечению населения питьевой водой? Чтобы найти ответы на эти и другие вопросы, мы побывали в самом отдаленном Кошрабадском районе. 

Главная проблема - нехватка питьевой воды

Посетив общеобразовательную школу №81, расположенную на территории схода граждан «Пичот», что вблизи районного центра, увидел у входа в школу небольшую пластмассовую бочку с водой, из которой пьют школьники. Отмечу, что здесь в две смены обучается около 600 учеников.

- Эту воду по разрешению специалистов районного отделения санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья ежедневно завозим прямо из родника, - поясняет директор школы Бахтиёр Мусурмонов. – У нас отсутствует линия водоснабжения. Обеспечение школьников и населения чистой питьевой водой на сегодняшний день является проблемой номер один в районе. Несмотря на принимаемые меры и реализуемые проекты, этот вопрос пока еще остается злободневным.

Одной из причин нехватки воды называют увеличение в последние годы водонапорных насосов, которые возводят предприниматели и фермеры по разрешению соответствующих организаций. Установленные ими мощные насосы высасывают воду от 200 до 300 метров глубины земли. В результате чего, подземные воды уходят еще глубже, и наши насосы малой мощности не могут «добраться» до живительной влаги.

Аналогичная ситуация и в дошкольной образовательной организации №12, которая расположена на территории схода граждан «Шовона».

В отличие от школы №81, здесь водонапорный насос установлен внутри колодца, и он подключен к линии электропередачи без соблюдения правил безопасности.

Для выяснения причины подобной ситуации обратился к заместителю начальника районного отделения предприятия электроснабжения Музаффару Чинниеву.

– Да, мы недавно узнали об этой ситуации, оказывается, сотрудники ДОО самовольно сделали это, - сказал он. – Я приму все меры, чтобы устранить эти недостатки буквально через день.

Напомню, что буквально на днях в одной из ташкентских школ скончался ученик от удара током…                  

Следует отметить, что с проблемой нехватки питьевой воды в районе сталкиваются не только школьники, учителя, воспитанники дошкольных организаций. 

Например, на территориях сходов граждан «Кувкалла» и «Жобутой» совсем недавно были возведены четыре водонапорные башни, две из которых уже не работают.

В целях уточнения причин пообщался с ответственным сотрудником районного отделения предприятия «Сув таъминоти» Фарходом Болиевым.

– Причина остановки этих насосов сейчас выясняется, - ответил он. - По нашим прогнозам, трубы не достали до источника подземных вод. По последним региональным программам, в районе до 2022 года должно быть возведено 72 водонапорных сооружений. На это было выделено 36 миллионов долларов. Но по неизвестным причинам эта программа не была реализована до конца. 

 Эх, дороги…

Несмотря на реализуемые проекты и принимаемые меры, не менее острым в настоящее время здесь остается вопрос состояния внутренних дорог.

По сведениям, 50 процентов из 267 километров дорог общего пользования на сегодняшний день требуют капитального ремонта. Это означает, что 133,5 км дорог не отвечает требованиям.

У населения особое недовольство вызывает состояние автодороги «Митан – Кошрабад», протяженностью 25 километров. Она является основной дорожной артерией, которая связывает население района с соседними Иштыханским, Пайарыкским районами нашего региона и Нуратинским районом Навоийской области.

Что происходит в этой сфере? Какие меры принимаются здесь в рамках подготовки к предстоящему осенне-зимнему сезону?    

– На балансе Кошрабадского районного предприятия дорожного хозяйства находится 267 км дорог, из них 102 км - дороги государственного и 165 км - дороги местного значения, - сказал главный инженер государственного предприятия «Кушработ йуллардан фойдаланиш корхонаси» Шавкиддин Отакулов. - На внутренних дорогах 13 сходов граждан района до настоящего времени было отремонтировано 34,3 километра внутренних дорог на 13,8 миллиарда сумов. А что касается дороги «Митан – Кошрабад - Нурота», то здесь в минувшем году были выполнены мелкие ямочные работы. Для ее капитального ремонта требуются большие средства. В настоящее время мы работаем над предложением, которое в скором времени внесем на рассмотрение вышестоящих органов.

По словам нашего собеседника, на внутренних дорогах четырех районных сходов протяженностью 8,9 км также были выполнены ремонтные работы на сумму порядка четырех миллиардов сумов бюджетных средств через «Открытый бюджет». 

В рамках реализации проекта «Моя дорога» во внутренних дорогах двух сходов граждан протяженностью 5,2 км завершаются ремонтные работы.

В рамках подготовки к предстоящему зимнему сезону на складе районного предприятия дорожного хозяйства хранится 300 м3 мелкого песка, 60 тонн соли, 10 тонн топлива. Были отремонтированы автогрейдер, специальная машина, два трактора и два самосвала.

Ёрмамат РУСТАМОВ.