План действий «Зелёный город» не должен стать «рекомендацией»

Каким мы видим Самарканд в 2043 году? Какие цели должен достичь разрабатываемый сейчас План действий «Зеленый город» (ПДЗГ) при поддержке грантовых средств Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР)? Ответы на эти вопросы попытались получить организаторы второго семинара по взаимодействию с заинтересованными сторонами в рамках подготовки ПДЗГ, прошедшего в Самарканде.

На семинаре, который открыл помощник хокима области по вопросам развития местной промышленности Нозир Ибрагимов, приняли участие представители самого банка, непосредственно отвечающие за подготовку и мониторинг проекта, государственных ведомств (коммунальные службы, отдел благоустройства и др.), вузов, общественных организаций и средств массовой информации. Участников было почти в два раза меньше, чем на первом семинаре, организованном в июне этого года, но процесс обсуждения оказался не менее полезным для всех сторон.

Самарканд должен стать примером

- Подготовка Плана действий «Зеленый город» для Самарканда очень важное мероприятие, так как наш древний город с каждым годом получает все большее развитие и становится поистине туристическими воротами Нового Узбекистана, - отметил Н. Ибрагимов. – Буквально на днях мы стали свидетелями исторического события, когда Самарканд принял у себя с государственным визитом президента Франции – страны с ведущей экономикой в мире. Наши президенты подписали стратегически важные документы, которые помогут расширить взаимовыгодное сотрудничество между нашими государствами. Словом, Самарканд служит настоящим мостом для мировых цивилизаций, поэтому и власти региона, и, конечно, его жители крайне заинтересованы в том, чтобы наш город с богатой древней историей был комфортным для проживания, с развитой социальной, транспортной и коммунальной инфраструктурой, привлекательным для инвестиционных проектов и с устойчивой экономикой.

По словам координатора программы развития разработки планов действий «Зеленые города» ЕБРР Хиро Юки, подобные семинары помогают получить общее представление о том, как влияют на цели ПДЗГ результаты мониторинга проблем, полученные на базовом уровне. Поэтому важно проводить встречи со всеми заинтересованными лицами, чтобы они чувствовали, что это их план, а не навязанный кем-то извне.

- Самарканд стал первым городом в Узбекистане, который присоединился к программе «Зеленые города» ЕБРР, но по миру таких городов более пятидесяти, - отметил Хиро Юки. – И к настоящему времени выработана одна стандартная методология по подготовке таких проектов. В методологии обязательно учитываются международный, региональный, национальный контексты, включая политические, правовые и финансовые условия, проблемы, тенденции и меры политики, которые могут повлиять на ПДЗГ. Для этого необходимо обозначить правовые условия, а также возникающие проблемы и меры политики касательно окружающей среды. С 2016 года, когда была запущена Программа «Зеленые города», есть успешные примеры реализации ПДЗГ в других странах (Тбилиси, Сараево), есть извлеченные уроки. Так, я лично участвовал в разработке проекта в Кишиневе (Молдова), где на встрече с заинтересованными лицами мы узнали о проблеме наводнений во время паводков в реке Бык, которая проходит через город. Результатом стал проект по очистке самого русла реки, укреплению берегов, возведению набережных. Таким образом ПДЗГ помог превратить реку в рекреационную зону. Я думаю, эта тема актуальна и для вашего города. Словом, всем наработанным опытом мы можем успешно поделиться с самаркандцами. Мы хотели бы увидеть Самарканд городом-лидером в области охраны окружающей среды, обеспечения социально-экономической инклюзии, в планировании своего развития. Чтобы Самарканд стал успешным примером для других городов вашей страны.

Права человека и экология в приоритете

На семинаре его участникам было предложено рассказать о своем видении города будущего и целях, необходимых для разработки плана действий «Зеленый город», направленных на решение приоритетных задач. К примеру, общественниками, среди которых были ННО «Эзгулик», «Зарафшан», «Хаёт», группа «Сохраним Самарканд», во главу угла были поставлены такие понятия, как соблюдение прав человека и законов, устойчивое развитие, сохранение исторического наследия, создание условий для экологически чистого, зеленого и комфортного для проживания, достижение высокого уровня счастья у его жителей. Добиться этого вполне возможно, главное – воля и, по мнению организаторов семинара, создание Плана действий «Зеленый город».

Отмечу, что к моменту проведения семинара группой консультантов во главе с Aecom Limited, IKS Consulting (в качестве местного технического партнера), местным властям был представлен технический базовый отчет, который готовился на протяжении нескольких месяцев. В отчете отражены данные по семи секторам и 110 индикаторам. Данный этап работы прокомментировал операционный руководитель ПДЗГ г. Самарканда Анвар Насритдинов.

- Отчет был составлен на основе комплексного анализа, в том числе существующих проблем, - пояснил А. Насритдинов. - Например, если мы говорим о качестве воздуха, как об одном из индикаторов, то это показатель наличия в нем количества частиц PM10. Данный стандарт принят на международном уровне, отражается в законодательстве Узбекистана, исполнение которого контролируется минэкологии. Чтобы получить показатели по этому индикатору, мы обращаемся к компетентным органам, в частности, в службу Узгидромет. Сверяем показатели с общедоступными данными из открытых источников. Если они совпадают или близки по значению, то наша группа включает их в свою базу данных. И вот таких индикаторов у нас 110. Если где-то данные противоречат друг другу, то просим объяснить разницу, пытаемся найти более достоверные показатели, что бывает непросто. От точности данных зависят формирование отчета и разработка соответствующего решения в секторе направления. Кстати, многие поднятые на первом семинаре с общественностью проблемы подтвердились данными, взятыми из компетентных источников.

На вопрос, кто будет реализовывать и контролировать исполнение Плана действий «Зеленый город», А. Насретдинов ответил:

- Это будет собственность и ответственность города либо области, документ принимается на том уровне власти, который регламентирует обязательность его исполнения. То есть он не станет просто отчетом для кого-то, чтобы просто «положить на полку». В нашей практике во всех городах, где мы разрабатываем ПДЗГ, его принимают в качестве официального документа, обязательного к исполнению. После его принятия у города будет план мониторинга, и в течение года по нему станут готовить отчеты по реализации порядка 30 мероприятий (к примеру, транспортная и коммунальная инфраструктура, ирригационно-дренажная система, строительство умных зданий и так далее – прим. автора). Мероприятия могут финансироваться как за счет ЕБРР, так и за счет других источников.

Без генплана нет смысла

Разработка Плана действий «Зеленый город» будет способствовать «достижению Узбекистаном стремления к углеродной нейтральности к 2050 году», - указывается на сайте ebrdgreencities.com. При этом нужно заметить, что финансирование проекта в Самарканде происходит на фоне перевода практически всех социальных объектов – больниц, школ и детсадов – на отопление в зимний период углем.

Еще одна давняя проблема древнего города – неутвержденный генеральный план. Эта тема регулярно поднимается в газете с 2018 года, но, увы, генплан, который, вроде бы, разработан совместно с китайской архитектурно-проектной компанией China Construction Engineering Design Group Corporation Ltd, так и не утвердил Кабинет Министров. А без стратегически важного документа для развития города, который положен по нормам Градостроительного кодекса РУз, подготавливаемый ПДЗГ, как в случае с транспортным мастер-планом «Симетры» может оказаться далеким от практического воплощения и станет выполнять роль рекомендации. Чего, конечно, не хотелось бы. Об этом было сказано представителям Европейского банка реконструкции и развития, и думается, они учтут этот важный нюанс в своей дальнейшей работе.

Анастасия ПАВЛЕНКО.

Фото автора.