ПАВЕЛ ПЯСЕЦКИЙ: путешественник, писатель, врач и художник
Биография этого незаурядного человека, сочетавшего в себе различные таланты, врача и путешественника, художника и писателя настолько интересна и богата, что не сразу подается обычному описанию. Еще при жизни его имя стало известным как в России, так и за границей. Павел Пясецкий был отмечен различными почетными званиями и вниманием. Наградой за его труды стали большая Золотая медаль от Императорского Русского географического общества, а также орден Почетного Легиона Франции.
Уроженец города Орла, учась в гимназии он уже обращал на себя внимание своими способностями и особым талантом рисования. Был принят в Московский университет без экзамена с правом выбора поступления на любой факультет. Художник-поэт по натуре и идеалист, Павел Пясецкий выбирает путь служения людям и поступает на медицинский факультет. Окончив университет с высшей ученой степенью, он получает звание доктора медицины в 1871 году. После этого переезжает жить в Петербург, где служит в Главном военно-медицинском управлении. В свободное время Павел Пясецкий посещает мастерскую известного художника-педагога П. Чистякова при Академии художеств.
Мечта отправиться в путешествия по дальним странам побудила его перевестись в военное ведомство и начать изучать географию и иностранные языки. Вскоре такая возможность появилась, когда в составе экспедиции капитана Ю. Сосновского, направлявшейся в сердце Китая для изучения этой страны, П. Пясецкому была отведена роль врача и художника.
В 1877 году он создает свою первую панораму Поднебесной, длиною в 71 метр, основанную на огромном материале рисунков и акварелей, которые он сделал на протяжение всего пути экспедиции от середины Китая и до русской границы. Идея создания такого рода изображений была увидена П. Пясецким в Китае, где для императорских особ художниками изготовлялись особые свитки-карты. Взяв за основу принцип китайского свитка, Пясецкий решил его усовершенствовать и использовать как иллюстрированное приложение к своим литературным трудам. Начав свои труды по возвращении из Китая, он был вынужден их приостановить.
Получив новое назначение на Турецкую военную кампанию в качестве врача-хирурга Общества Красного креста, Павел Пясецкий служит в составе Шипкинского отряда. Там он познакомился с офицером А. Н. Куропаткиным, занимаясь его излечением, и эта встреча повлияла на дальнейший путь П. Пясецкого. Возвратившись с войны он вернулся к написанию книги «Путешествие по Китаю» и работе над иллюстрациями к ней. Листы бумаги склеивались особым образом в одну общую ленту, создавая последовательный ряд изображений. Результат оказался впечатляющим, хотя и требовал большого труда, и определенного мастерства. Перед взором людей таким образом проходила вся страна, с ее особенностями жизни и культуры.
Имя Павла Пясецкого сразу же приобретает громкую известность в начале 80-х, когда в свет вышел его двухтомник «Путешествие по Китаю» с иллюстрациями.
А. Куропаткин неоднократно брал с собою в различные миссии и поездки П. Пясецкого. Став начальником Закаспийской области, он пригласил к себе Павла Пясецкого, и результатом этой поездки вскоре стала очередная панорама «По Закаспийской дороге», где тот со скрупулёзной точностью отобразил увиденное в сотнях акварелях. Находясь в Петербурге на общественных чтениях, он сопровождал свою лекцию о Закаспийском крае показом подвижной панорамы - собранные в одно цельное полотно и навитые на вал акварельные картины. Виды Закаспийского края охватывали собою огромное пространство, начинаясь от Каспийского моря и завершаясь в Бухаре и Самарканде. Во время лекции Павел Пясецкий вращал ручку вала, на которую был навит свиток, длиною в 110 метров и тот перемещался на глазах у публики. Помимо панорамы П. Пясецкий представлял большие листы акварельных видов отдельных мест края, находящихся вдоль Закаспийской железной дороги, среди которых им демонстрировались знаменитые памятники Самарканда. Государь пожелал лично ознакомиться с панорамой Закаспийской дороги и остался доволен произведенным на него впечатлением от увиденного и от самого П. Пясецкого.
В 1895 году строитель Закаспийской железной дороги А. Куропаткин приглашает П. Пясецкого с собою в Тегеран, куда направлялась Чрезвычайная Посольская миссия. Итогом этой поездки по Персии становится очередная панорама «Шахская дорога». Она представляла собою серию акварельных рисунков на бумажной ленте длиной 59,6 метров. Панораму «Шахская дорога» П. Пясецкий демонстрировал на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и за нее был удостоен высокой награды – ордена Почетного Легиона Франции.
Автор панорамы Пясецкий был членом делегации, состоящей из российских государственных деятелей, путешествующих вместе с царской четой. Павел Пясецкий тщательно зарисовывал на листы изображения событий поездки и после доработки рисунков склеивал их в единую цельную композицию. В итоге этой поездки получилось огромное полотно - лента размером длиною 100 метров и шириною 48 см.
Павел Яковлевич остался в истории России и как автор уникального художественного произведения, посвященного одному из больших проектов времени - постройке Великого Сибирского пути. Он был приглашен специальным Комитетом для того, чтобы запечатлеть постройку Транссиба в виде панорамы Великого Сибирского пути. Для этого Павлу Пясецкому был выделен специально оборудованный вагон-мастерская, в котором он трудился. Этой панораме он посвятил 6 лет жизни и создал грандиозное полотно длиною в 942 метра.
Павел Пясецкий сопровождал и документировал события личной жизни императорской семьи во Франции и Лондоне. В 1903 году Павел Пясецкий совершает путешествие в свите генерала Куропаткина во время его поездки на Дальний Восток.
В общей сложности за свою жизнь Пясецким было создано приблизительно от 9 до 11 панорам и большое множество рисунков и акварелей. После революции имя Павла Пясецкого, как приближенного к жизни Императорской семьи и отражающего в своем творчестве достижения того времени, было предано забвению. В мировой практике до сих пор нет аналогов таким уникальным творческим проектам, как панорамы Павла Пясецкого. Часть из панорам и отдельных работ, созданных трудами художника и путешественника Павла Пясецкого сегодня находится на хранении в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Александр ГАЛАК.