От первой каплицы в Ташкенте до самаркандского костела
Десять лет спустя история Римско-Католической церкви в Туркестане продолжилась вновь, когда в 1896 году на имя Туркестанского генерал-губернатора было подано прошение от жителей Ташкента католического вероисповедания, в котором они просили дать им разрешение на постройку каплицы на углу Воронцовского проспекта и Черняевской улицы. А в 1905 году курат Иустин Пранайтис обратился с прошением к военному губернатору В. Ю. Мединскому о выделении участка земли в городе Самарканде под постройку католического костела.
В прошении 1896 года указывалось, что римско-католическая каплица будет построена ими на добровольные пожертвования. Помимо этого, католики Ташкента просили пригласить на постоянное место служения ксендза, на которого были бы возложены обязанности по исполнению духовных треб по всей территории Туркестана. В ходе последовавшей переписки был направлен запрос в Туркестанскую епархию православному епископу Никону. На это прошение последовал ответ епископа, в котором он рекомендовал во избежание некоего смущения между католиками и православными подыскать для постройки каплицы другое место, подальше от православного храма. По Строительному уставу Российской Империи между зданиями разных конфессий должно было соблюдаться определенное расстояние.
После этого последовала переписка между заинтересованными инстанциями, затянувшаяся на годы. С появлением в крае в 1902 году профессора Санкт-Петербургской римско-католической духовной академии, магистра богословия, священника Иустина Бонавентура Пранайтиса начинается активная деятельность по возведению католических храмов и других церковно-приходских зданий в Туркестанском крае. К этому времени Решением свыше все католики Туркестанского края были причислены к Могилевской римско-католической епархии.
В 1905 году курат Иустин Пранайтис обратился с прошением к военному губернатору В. Ю. Мединскому о выделении участка земли в городе Самарканде под постройку католического костела. К этому времени в Самарканде уже были свои церкви и молитвенные дома не только у православных христиан, но и у армян-григорианцев, иудеев.
Здесь уместно будет сказать, что в 1897 году во время всеобщей переписи населения община католиков в Самарканде уже состояла из 1040 мужчин и 104 женщин.
Городские власти пошли на встречу католикам и в том же году 1 апреля был составлен договор, по которому выделялся участок земли, площадью в 675 квадратных саженей на Черняевском проспекте под постройку костела. Стоимость участка равнялась 3 375 рублям из расчета по 5 рублей за квадратную сажень. Таким образом, внося в казну каждый год по 250 рублей, курат Иустин Пранайтис по расписке обязывался выплатить эту сумму в течение 12 лет. Но для того чтобы начать строительство костела, необходимо было получить дополнительное разрешение высокопоставленных лиц и выполнить целый ряд условий. Вновь началась переписка по постройке в Самарканде костела.
В 1911 году было возобновлено прошение. Количество католиков в Самарканде к этому году выросло до 1285 человек, а общество все годы исправно выплачивало положенную сумму за участок земли. 14 апреля того же года на имя Курата Пранайтиса было получено благословение от Могилевского Римско-Католического митрополита, после чего Председателем комитета по постройке костела решили избрать самаркандского нотариуса - статского советника Иосифа Гржендзинского.
В 1912 году военный губернатор Самаркандской области обратился с разрешением этого наболевшего вопроса в город Верный к епископу Туркестанскому и Ташкентскому Димитрию и тот ответил, что пока в Самарканде не будет построен величественный православный собор, вопрос о возведении католического костела придется отложить.
Но уже через полгода, осенью 1 октября 1912 года, Главному начальнику края было доложено, что прибывший в Самарканд новоназначенный епископ Туркестанский и Ташкентский Иннокентий совершил чин закладки православного собора возле Свято-Георгиевской церкви. Местные католики обратились к епископу Иннокентию с письмом, после чего тот дал свое согласие на постройку римско-католического костела. Получив согласие епископа католическое общество избрало из своей среды лиц в Организационный Комитет для сбора пожертвований на постройку костела.
Для дополнительного сбора средств, 30 марта 1913 года в здании Самаркандского Общественного Собрания организационный комитет по постройке костела проводил благотворительный польский концерт-вечер, который сопровождался розыгрышем вещей и буфетом с продажей крепких напитков.
В итоге, пройдя длинный путь, католики Самарканда в мае 1915 года получили долгожданное разрешение от Военного Министра России на постройку собора. Тогда же в канцелярию Туркестанского генерал-губернаторства пришло сообщение, что управляющий Могилевской архиепархией епископ Цепляк телеграммой от 26 января благословил курата Пранайтиса приступить к постройке самаркандского костела хозяйственным образом, на собранные для этой цели 5 тысяч рублей, хранящихся у самаркандского военного губернатора. Проект костела был выполнен архитектором Е. О. Нелле. Для производства работ был избран строительный комитет из девяти человек в составе: председатель – И.А. Гржендзинский, товарищ председателя – А. Н. Реут, члены – военный инженер Е. Б. Рыбинский, инженер-технолог И. М. Олендзинский, техники - А. А. Домбровский, Я. Ф. Митко, М. Ф. Михальский, Н. П. Вишневский и В. И. Внуко.
План и смету костела на 12 тысяч рублей уже утвердили, но собранных средств было недостаточно, а в это тяжелое время, когда шла Первая мировая война, не стоило даже и мечтать о сборе дополнительных денег.
В эти годы в Самарканд высылались военнопленные. Чтобы снизить расход средств, Пранайтис выхлопотал разрешение строить костел руками военнопленных поляков, то есть бесплатно, что давало экономию в две тысячи рублей. Помимо этого, чтобы уложиться в имеющуюся сумму, Пранайтис решил пойти на то, что готов был уменьшить размеры самого здания костела. Но общество самаркандских католиков, узнав об этом, возмутилось его решением. Самаркандцы упорно не желали уменьшать размеры костела, что вызвало несогласие с куратом Пранайтисом.
Остается не совсем понятным, каким образом общине католиков все-таки удалось завершить постройку костела, не имея в наличии достаточного количество средств и к тому же в очень тяжелые для всех военные годы. Секрет экономии, по всей видимости, заключался в том, что вся внутренняя кладка стен костела производилась из сырцового кирпича, а внешняя из жженого.
Начиная со времени приобретения участка земли и до завершения постройки костела прошло более 10 лет. Несмотря на такой длинный путь, римско-католический костел возвели и назвали его в честь святого Иоанна Крестителя. Польскому костелу суждено было стать последней культовой постройкой, возведенной в Самарканде до Октябрьской революции.
Через несколько лет после окончания строительства костела военнопленные из Польши были отпущены на родину, после их оттока количество поляков в Самарканде сильно сократилось. После революции при новом режиме власти, как известно, начинается смутное время, когда раскрутилась кампания по закрытию храмов. На одном из заседаний городских властей в 1929 году ставится вопрос о закрытии католического польского костела. Вскоре принятым решением здание католического костела было отдано под спортивный зал, после чего с него удалили шатер, увенчанный крестом.
В 1988 году возникла идея создать в храме органный зал, была подготовлена документация, но с распадом Союза об этой идее пришлось забыть.
В 1995 году под руководством отца Ивана Ролоффа в Самарканде был зарегистрирован римско-католический приход св. Иоанна Крестителя.
Вопрос о возвращении костела верующим возник в 1997 году, когда состоялась встреча посла Ватикана в Центральной Азии архиепископа Мариана Олеся с Президентом Узбекистана И. А. Каримовым. Тогда же вышел Указ Президента о передаче храма католической общине Самарканда.
Торжественное освящение храма было совершено 27 марта 1999 г.
В настоящее время настоятелем прихода является священник из монашеского ордена францисканцев, отец Эстебан Курутчет.
Александр ГАЛАК,
член Творческого союза художников Узбекистана,
краевед.
Окончание. Начало в №101.