От первой каплицы в Ташкенте до самаркандского костела

История появления первых римско-католических храмов на территории Узбекистана переплетена не только с политическими событиями, но и с судьбами многих людей, чьи имена сегодня подзабыты. Однако именно они способствовали развитию конфессиональной толерантности и многообразия культур, выраженной в том числе в красивейшей архитектуре неоготического стиля.

На протяжении многих лет, со дня образования Туркестанского края, военные и гражданские чиновники римско-католического вероисповедания были лишены всякой возможности исполнять религиозные требы из-за отсутствия священника, а ближайший римско-католический храм находился в далеком Оренбурге. Родившиеся у католиков дети годами оставались без таинства крещения, а взрослые без исповеди и последнего напутствия, что представляло довольно удручающую картину. И только изредка Туркестанский край посещали присылаемые военные капелланы католики. Начиная с 1875 года, католики неоднократно предпринимали попытки, обращаясь с прошениями о назначении им постоянного священника.

Одним из первых священнослужителей, на чью долю выпало заниматься устройством римско-католической церкви в Ташкенте, стал канонник Фердинанд Евстафьевич Сенчиковский. Жизнь отца Ф. Сенчиковского была наполнена борьбой за отстаивание идеалов веры и патриотизма. Тяготея к русскому языку и симпатизируя православию, он всю жизнь придерживался своих принципов, не отступая от них, несмотря на гонения и многочисленные угрозы, исходившие как от единоверцев, так и соплеменников.

Лишившись должности настоятеля католического костела в Белоруссии из-за проведения служб на русском языке и занимаясь поиском нового места служения, в 1883 году отец Ф. Сенчиковский направился в Санкт-Петербург. В Петербурге он обратился к генерал-губернатору Туркестанского края, генералу М. Г. Черняеву и договорился с ним о назначении его в Среднюю Азию. При участии генерала Н. Н. Обручева, исполняющего в то время должность военного министра, Ф. Сенчиковский был командирован в Туркестан военно-окружным священником сроком на два года. При этом генерал М. Черняев, прекрасно осознавая важность присутствия католического священнослужителя в Туркестане, лично пообещал Ф. Сенчиковскому, что он оставит его служить в Ташкенте на многие годы.

В июне 1883 года М. Черняев ходатайствовал перед вышестоящими лицами об учреждении в Туркестанском округе должности римско-католического капеллана и назначении на это место канонника Ф.Е. Сенчиковского с сопровождающим его пианистом Георгием Глинским.

Отец Сенчиковский тщательно подготовился к этой поездке. Он приобретает на свои сбережения все для планирующегося в ташкентской каплице богослужения, израсходовав на это 2.700 рублей, и еще заказывает за 200 рублей в Академии Художеств художнику Шаховскому образ святого Михаила (в честь генерала М.Г. Черняева). Всех вещей, отправленных из Москвы до Оренбурга, набралось на 45 пудов, отправка которых обошлась ему в 280 рублей, и далее от Оренбурга до Ташкента, с доставкой на верблюдах обошлась в 350 рублей. Генерал М.Г. Черняев обещал возместить отцу Сенчуковскому со временем все его затраты, но не успел этого выполнить.

Оплачивая все текущие расходы отец Ф.Е. Сенчиковский пишет в письме, что эта материальная жертва с избытком окупается тем великим счастьем, каким исполнена его душа, при мысли что им первым будет открыта римско-католическая каплица в центре Средней Азии и его руками будет на этой земле воздвигнуто знамя спасения – крест римской обрядности!

В Средней Азии священника Сенчиковского ждало огромное поле деятельности. По приблизительным данным по территории Туркестанского края было рассеяно около трех тысяч католиков, а в самом Ташкенте их насчитывалось более 300 человек, среди которых были не только поляки, но и немцы и французы, а также итальянцы, англичане и даже китайцы.

В августе 1883 года Ф.Е. Сенчиковский в пути и проезжая через Форт № 1, Казалинск он уже совершает требы, отпевания и крещения католиков. По прибытии в Ташкент 4 сентября он был радушно принят генерал-губернатором М. Г. Черняевым и с энтузиазмом занялся устройством каплицы, которую в благодарность за его содействие и помощь решили назвать в честь святого Михаила. В Ташкент Ф. Сенчиковский привез собою фисгармонию, стоимостью в 500 рублей, а также чашу, монстранцию малую, орнаты и капы, образ святого Михаила для алтаря – словом, все необходимое для совершения богослужений.

Приехав в Туркестан, Ф. Сенчиковский обнаружил, что среди католиков были дети 7-10-летнего возраста, не принявшие таинства крещения, а некоторые из взрослых в течение 20 лет не имели возможности исповедоваться и венчаться браком. Местные католики встречали Ф. Сенчиковского с неподдельной радостью и со слезами на глазах. По разрешению генерал-губернатора под каплицу в сентябре выделили временное помещение в здании бывшего военного собрания. Там же решили устроить квартиры как для капеллана, так и для священнослужителей. Сама капелла во имя святого Архистратига Михаила была устроена в бывшем главном зале, потолок которой поддерживался четырьмя колоннами, а алтарная часть храма находилась на возвышении в три ступени. В левой стене в особой арке, отделенной занавеской был поставлен орган. Ко дню освящения и первой мессы всю капеллу украсили коврами, цветами и тропическими растениями. Все приходилось устраивать на скорую руку, да и сам караван, доставивший орган в Ташкент, успел прибыть буквально накануне торжества.

В торжественной обстановке 8 декабря (по старому стилю) 1883 года, за четыре дня до католического Рождества в Ташкенте произошло особенное событие. В здании бывшего Военного собрания состоялось освящение первой в Туркестане римско-католической военной каплицы во имя святого Михаила. Освящение началось в 11 часов утра в присутствии самого начальника края М.Г. Черняева и 12 генералов, а также высокопоставленных лиц и множества католиков и православных. На торжество были приглашены православные ташкентские священники - А. Малов и В. Покровский.

После окончания освящения Ф. Сенчиковский начал служить первую мессу под звуки органа, на котором играла госпожа Симашко. Органу подыгрывал струнный квартет музыкантов любителей. В завершение торжественной службы настоятель каплицы обратился со словом проповеди ко всем собравшимся. Описание торжества освящения каплицы, написанное известным писателем Всеволодом Крестовским, было опубликовано в «Санкт-Петербургских ведомостях».

Хотя главная квартира находилась при каплице в Ташкенте, отец Сенчиковский совершал поездки по Туркестанскому краю, добираясь в отдаленные местности. В мае 1884 года он прибывает в Самарканд, где с 1 по 10 число совершает богослужения и отправляет христианские требы, проживающим в городе католикам. После Самарканда он направился в город Маргелан и за тем далее.

Спокойная жизнь Ф. Сенчиковского закончилась через полтора года его пребывания в Ташкенте, когда над ним вновь стали сгущаться тучи. Духовное католическое начальство из Белоруссии отказывалось признавать отца Ф.Е. Сенчуковского, как канонически несоответствующего своему званию священнослужителя из-за языка богослужения. В то время, когда одна часть католического общества требовала устранения отца Сенчиковского из Ташкента, другая обращалась с прошениями оставить его на месте.

Вдобавок к начавшимся неприятностям в феврале 1884 года в Туркестане сменился начальник края: на смену генералу М.Г. Черняеву, который покровительствовал Ф. Сенчиковскому был назначен генерал-лейтенант Н.О. Розенбах. Новый начальник края не стал церемониться, сказав, что его двухлетнее пребывание в Туркестане заканчивается и он может покинуть край. На месте католического священника Розенбах желал видеть священнослужителя лютеранина. Не желая смириться с обстоятельствами, Сенчиковский пишет письма в различные вышестоящие инстанции духовной и гражданской власти, буквально умоляя, он пытается сохранить каплицу в Ташкенте и свое право служить в ней.

По всей Российской Империи это был, наверное, единственный пример – когда ксендз сам на свои средства открыл и устроил католическую церковь, снабдил ее всем необходимым и в добавок содержал ее на собственный счет в течение полутора лет. Несмотря на то, что это святое дело держалось только на скудные средства священника и правительство не затратило на каплицу ни одной копейки, ему не дали возможности продолжать совершать богослужение. Желающих заступиться за священника не нашлось. Вскоре после католического праздника Рождества 1884 года от начальника края последовало распоряжение об упразднении церковного совета римско-католической каплицы в Ташкенте. Каплица во имя святого Михаила была закрыта, перестав существовать, а здание продано. Покидая Ташкент, отец Сенчиковский увез с собою в город Верный икону святого Михаила и этим была поставлена точка в его миссии.

Летом 1888 года в Ташкенте скончался известный врач Логгинович, но так как он был католиком, православные священники города совершили только панихиду. В силу того, что на весь Туркестан не было ни ксендза, ни пастора, отпевать его было некому. Дело дошло до оберпрокурора Священного Синода К.П. Победоносцева в Санкт-Петербурге, который в свою очередь дал соответствующие указания Преосвященному Неофиту. Отпевание по православному чину состоялось только на десятый день после кончины Логгиновича. После этого случая католиков и лютеран, скончавшихся в Туркестане, разрешено было предавать земле по православному обряду беспрепятственно.

Александр ГАЛАК,

член Творческого союза художников Узбекистана,

краевед.

Окончание следует.