Не затмит ли новая мечеть древний мавзолей?

На территории культово-мемориального ансамбля Ходжи Абду-Даруна (XII-XV веков) развернулось грандиозное строительство пятничной мечети на семь тысяч человек.

Помимо новой мечети, строительство которой находится в активной стадии, проект реконструкции включает возведение тахоратхоны (помещений для омовений), библиотеку, новые ворота и другие объекты. В настоящее время с улицы Садриддина Айни хорошо просматривается почти готовое трехэтажное здание тахоратхоны и библиотеки, которые непосредственно примыкают к старому кладбищу.

- Мечеть строится методом хашара на пожертвования верующих, - говорит мутавалли мечети Абду-Дарун Мухсин Норов. – У нас очень много прихожан, в пятничные дни до карантина их количество иногда достигало 5-6 тысяч человек, а в праздники еще больше – до 9 тысяч. Естественно, что помещались в мечети или на ее территории далеко не все, многие оставались за воротами комплекса, занимали даже проезжую часть. И это в дождь и снег, жару и холод. Поэтому решено было построить новую просторную мечеть.

По словам М. Норова, проект был подготовлен в Ташкенте, согласован с департаментом культурного наследия, комитетом по делам религий и другими организациями, а также хокимиятом. Помочь в возведении мечети хотят все, поэтому работы ни на день не останавливаются, недостатка в строительном материале и рабочих руках пока нет.

Строительство действительно поражает размахом и основательностью. В некоторых местах толстые вертикальные арматуры будущих стен мечети уже превышают по высоте входные ворота самого древнего ансамбля, что и вызывает тревогу у специалистов.

Например, директор фонда сохранения культурного и исторического наследия, кандидат архитектуры Рахим Авазов отметил, что масштабы новой мечети несоразмерны с масштабами всего культово-мемориального ансамбля. «Новое здание будет затмевать древнюю святыню, мечеть и мавзолей на этом фоне просто «потеряются». Кроме того, из-за активных строительных работ могут быть повреждены исторические объекты, это нужно строго контролировать», - сказал Р. Авазов, который пообещал дать более подробную экспертную оценку проекту.

Тревожные опасения выразила и известный специалист по охране памятников Майсара Набераева, подчеркнув, что подобные сооружения хорошо строить на новом месте, дабы ненароком не нанести ущерб с таким трудом дошедшего до нас исторического наследия.

- Да, опасения не безосновательны, - сказал в телефонном разговоре начальник областного управления культурного наследия Ш. Киличев. – Государством сейчас уделяется пристальное внимание сохранению исторического наследия страны и Самарканда в частности, как города, входящего в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Поэтому данный проект возведения новой мечети и других объектов на территории культово-мемориального ансамбля Ходжи Абду-Даруна был согласован с Департаментом культурного наследия при Министерстве культуры Республики Узбекистан. Для этого в Самарканд в прошлом году приезжала специальная комиссия, которая изучала место будущего строительства и дала свое заключение. Правда, сейчас, когда по всей стране объявлен карантин в связи с пандемией коронавируса, наши специалисты не имеют возможности регулярно инспектировать ход проводимых работ, но в ближайшее время мы планируем посетить объект и предоставим всю информацию по нему.

Анастасия ПАВЛЕНКО.

Фото автора.

Для справки

Ансамбль Ходжи Абду-Даруна был сформирован на кладбище у могилы арабского законоведа IX века Абд-ал Мазеддина. Исламский правовед Абд-ал Мазеддин, более известный в Мавераннахре под именем Ходжи Абди, слыл знатоком шариата и был одним из самых уважаемых казиев в Самарканде. Он умер около 861 года и был похоронен по мусульманскому обычаю в саду своего обширного поместья, находившегося в юго-восточной части Самарканда у крепостной стены внешнего города.

Относительно происхождения Абд-ал Мазеддина источники разнятся. Абу-Тахир-Ходжа в своей книге «Самария» называет его сыном некоего Ходжи Мухаммада Якуба и внуком Ходжи Абу ибн Усмана. В то же время исламский богослов Абу Хафса Наджметдин Умар в «Кандии» ведёт его родословную к халифу Усману и, соответственно, к самому пророку Мухаммеду.

В первой половине XII века над могилой Абд-ал Мазеддина по приказу султана Санджара был возведён небольшой мавзолей в виде куба, увенчанного коническим куполом на восьмигранном барабане. Мавзолей получился настолько мал, что практически всё его внутреннее пространство было заполнено надгробием святого. Поэтому в первой половине XV века в правление Мирзо Улугбека после расчистки прилегающей территории к мавзолею спереди было пристроено более просторное однокомнатное помещение с порталом и куполом, которое одни считают ханакой, другие зияратханой. Тогда же перед зданием в тени платанов был вырыт хауз квадратной формы.

Чуть позднее по бокам к ханаке и мавзолею были пристроены дополнительные подсобные помещения. В XV веке на мазаре появляются первая мечеть и ряд других строений, которые до наших дней не сохранились. В первой половине XIX века на западной стороне комплекса на древнем фундаменте была построена новая мечеть, которая однако не пережила реконструкцию начала XX века, и небольшой минарет. Тогда же у северо-западного угла мечети были сооружены ворота-дарваза, к которым со стороны улицы через кладбище была проложена огороженная дорожка.

В 1905 году в северной части комплекса было построено небольшое медресе, а в 1909 году в его западной части на месте старой мечети было возведено более просторное здание с г-образным айваном. Среди росписей мечети сохранились имена мастеров XX века Сабира Надджары, Сиддика, Абдузахида и Абдугани Хасанхана Тайляки.