Не принимают карту? Можно тогда и бесплатно!

Многие пассажиры общественного транспорта в недоумении: куда исчезли жетоны за проезд на общественный транспорт? Дело в том, что еще в мае 2018 года начали вводить новую единую транспортную карту, предназначенную для оплаты проезда в городских пассажирских автобусах и трамваях.

- Для внедрения системы TezCard мы обеспечили все автобусные парки мобильными валидаторами (специальный терминал - прим. автора), которые считывают информацию и за доли секунды производят обмен информации с терминалом, в результате чего со счета карты списываются средства, - рассказывает директор ООО TezCard Азизхон Ахмедов. - После оплаты на терминале распечатывается чек, который подтверждает операцию. Данный чек рекомендуется сохранять до конца поездки. Внедрение данной системы оплаты за проезд также предоставляет целый ряд преимуществ и для транспортных компаний. Это - значительное сокращение времени водителя или кондуктора на расчет с пассажирами, возможность сбора данных для статистики и анализа пассажиропотока. Ну, а самое главное, мы запускаем проект "под ключ" с полной интеграцией, всем необходимым оборудованием, обучением персонала и т.д. То есть, компания-перевозчик не несет никаких затрат.

Несмотря на преимущества инновационной оплаты,  нововведению не особо рады некоторые кондукторы, которые порой отказываются принимать карту. Направляясь на интервью с директором ООО TezCard, решила попробовать "инновацию" на практике. Предъявив карту кондуктору маршрута № 99 (автобус гос номер 30 237 ЕВА), я услышала ответ:

- Света нет, валидатор не работает.

Пытаясь там же оплатить жетонами, которые завалялись в сумочке, я наткнулась на объявление, которое висело над головой строгого кондуктора: "С 1 апреля 2019 года жетоны не принимаются!"

Возникал вопрос, а что делать тогда с оставшимися жетонами?

Недолго думая, я решила сфотографировать объявление. И тут же напросилась на грубость кондуктора.

- Ты что, терпила, тебе делать нечего, малолетка, фоткаешь тут? Давай выходи из автобуса.

Такое обращение к пассажиру повергло меня в шок. Я попросила кондуктора сменить тон и выбирать выражения, но озлобленный кондуктор продолжал грубить.

После неприятного инцидента мы обратились к руководителю ООО "Шер" Сухробу Багирову, к которому относится данный автобусный маршрут. Начальник транспортного парка извинился за грубость его кондуктора и сказал, что сотруднику сделан выговор и впредь он будет вежлив с пассажирами. На вопрос, почему же они не используют валидаторы, сказал следующее:

- Мы попытались внедрить систему. Приобрели симкарты, интернет-трафик, затратили на это около 150 тысяч сумов, - говорит С. Багиров. - Спустя пару месяцев поняли, что затрат на интернет-трафик больше, чем прибыли, так как на тот момент обладателей карт было очень мало.

Директор ООО TezCard Азизхон Ахмедов, разъясняя нежелание некоторых транспортных компаний использовать мобильные валидаторы, пояснил, что ежемесячная  абонентская плата за использование симкарт для валидаторов составляет 4200 сумов. Это означает, что  достаточно проехать четырём пассажирам в месяц, чтобы окупить затраты на интернет-трафик.

- Ежедневно к нам на нашу "горячую линию" по номеру (+99871) 231- 80-66, указанную в карте, поступают жалобы и предложения от пассажиров, у которых кондукторы отказываютcя принимать карты, - продолжает разговор А. Ахмедов. - Мы стараемся разобраться в каждой ситуации и выезжаем на место. До введения новой системы мы научили всех водителей и кондукторов пользоваться мобильным валидатором, который, к слову, можно использовать около трех дней без подзарядки. В случае отказа оплаты пассажир имеет право проехать на общественном транспорте бесплатно. Для удобства пассажиров мы установили еще пять пунктов продаж к уже имеющимся десяти в городе. Еще одним преимуществом является разработка приложения TezCard и телеграмм-бота tezcard_bot, с помощью которых можно не только пополнять баланс, но и просматривать маршруты, отчеты о поездках, их стоимость и т.д. Баланс карточек TezCard можно пополнять через систему Click. Денежные средства отражаются на карте в течение 24 часов.

Кроме того, хотелось бы отметить, что система может использоваться не только в общественном транспорте. Она также будет полезна и в других сферах. Например, в ресторанах, кинотеатрах, развлекательных парках.

Замира БАЛТАЕВА.

P.S. Выражаем благодарность почётному автомобилисту Республики Узбекистан Тарасу Каримову в оказании помощи при подготовке материала.