Музей как судьба

Пути в профессию неисповедимы. Вот и наша собеседница - заведующая отделом искусства и этнографии Самаркандского государственного музея истории культуры Узбекистана Сафура Рузимуратова – в детстве очень хотела стать диктором на телевидении, но судьба оказалась мудрее.

Детскую мечту Сафуры Рузимуратовой охотно подогревали любящие бабушки и дедушки. Бойкая девочка умела красиво читать стихи на утренниках и школьных линейках, активно участвовала в самодеятельности. Позже проявилась одна способность: слова как-то сами собой стали складываться в поэтические строчки, рука тянулась все чаще к бумаге. По сей день дома бережно хранятся тетради с зарифмованными раздумьями о родине, весне, маме. Тогда этот дар внучки вызывал неописуемый восторг у представителей старшего поколения и укрепил веру в ее большое будущее. В Ташкент, только в Ташкент - учиться на тех самых красавиц, что радуют каждодневно глаз и слух с телеэкрана на всю республику! Но заветному устремлению не суждено было сбыться.

Папа рассудил иначе - в семье должен быть свой медик. Время учебы в лицее при СамГМИ (ныне СамГМУ) можно считать потраченным зря, если не учитывать приобретенный навык делать уколы. А тут и совершеннолетие подоспело, и девушка отправилась в столицу. Поступила, правда, в вуз несколько далекий от детских грез – в национальный институт художеств и дизайна им. К. Бехзода, на факультет теории и истории изобразительного искусства. Учеба давалась легко, была очень интересной, познавательной, расширяла кругозор, питала глубокими знаниями. И, что неудивительно, оказалась весьма близка по духу семейной традиции, а результат с годами принес ощутимые плоды в виде рождения династии музейщиков.

Отец Сафуры - Шомурод Рузимуродов - известный, опытный и уважаемый среди коллег музейный работник, его стаж служения по трудовой книжке насчитывает без малого четыре десятилетия. Преданный профессии человек, он ненавязчиво прививал своим детям любовь к архитектурным шедеврам, национальной культуре, историческому наследию. С теплотой и сегодня вспоминает дочь воскресные прогулки. Идя в парк, держа дочерей Кундуз и Сафуру за ручки, папа старался провести их мимо Регистана, Гур-Эмира, по старинным узким улочкам, повествуя о каждом памятнике старины так увлекательно, что эти рассказы западали в душу. И на выставки брал, на открытие новых экспозиций, а став постарше, нередко сами просто забегали к родителю на работу.

Лет шесть было Сафуре, когда впервые увидела в одном из музейных залов манекены, облаченные в старинные воинские доспехи, яркие национальные одежды. Ростовые куклы выглядели почти живыми, поражали как великолепием нарядов, так и мощью силуэтов. Это зрелище в казавшемся огромным помещении с высокими потолками, с подсветками поразило воображение малышки настолько, что она по сей день описывает эту картину с трепетом. Не эти ли детские впечатления теперь выплескиваются в современных музейных экспозициях, наполняя их экспрессией, звучат эхом в беседе, когда мы проходим с ней по замечательной этнографической выставке «Весна в Байсуне»? Здесь ведь тоже оживают модели и манекены, демонстрируя редкость тканей, украшений, древность технологий их изготовления, уникальную самобытность внутреннего дизайна жилищ.

Довелось узнать любопытную деталь в плане профессионального мастерства Рузимуратовой. Единомышленница, старший научный сотрудник этого отдела Гульбахор Абдурахманова отметила удивительное чутье заведующей на раритеты, которые попадают в поле ее зрения. Она эту самую историческую ценность предметов не только взглядом или наощупь чувствует. Признается Сафура Шомуратовна, мол, при встрече с редкими экземплярами сердце екает. И пополняются фонды достойными экспонатами, привозимыми из экспедиций либо по итогам оценочных экспертиз, заседаний комиссий специалистов.

Не могла не поинтересоваться, а есть ли, бывали ли на профессиональном пути переживания, подобные тому, давнему-детскому, когда дух захватывает от удивления и восторга? Или все-таки больше рутинного, будничного удовлетворения, чувства выполненного долга? В ответ слышу: да, и не раз. Один из последних эмоциональных всплесков на грани удивления, эйфории связан с недавним проведением выставки и конференции республиканского масштаба, посвященных солнечному художнику Павлу Петровичу Бенькову, его творческой школе. Такое внутреннее торжество, что значимое культурное событие, сопряженное с кропотливой подготовкой, состоялось, привлекло внимание, доставило радость. Когда, глядя на прекрасные полотна, слушая выступающих, видя вдохновенные лица собравшихся, смело понимаешь: мы это сделали!

Кстати, про смелость. Данное качество проявилось в характере не сразу. К диплому вузовской выпускницы оно, естественно, не прилагалось, приходило с опытом. Ну, и со стажем, разумеется. В следующем году грядет своеобразный юбилей: двадцать лет музейной работы. Не грех вспомнить, поблагодарить (не умаляя отцовского вклада, который на ту пору заведовал одним из отделов музея на Регистане) тех, кто помогал в профессиональном становлении: Лолу Латыпову, Елизавету Лушникову, Ольгу Погорелову. И первого своего директора - Нумона Махмудова, который отнесся почти по-отечески к начинающему специалисту. Да что там, само здание музея, которого уже нет, заслуживает в ее понимании добрых слов…

Как же трудно привыкали к новым стенам, переехав с драгоценным грузом из специализированного, продуманного и обжитого пространства в бывший корпус дома политпросвещения, преодолевали растерянность, смятение, неуверенность в завтрашнем дне. Адаптации во многом способствовали энергия, организаторская жилка, позитивный настрой тогдашнего руководителя Махмуда Бобоярова. Он загружал работой, что называется, под завязку, в том числе планировал и требовал осуществления выставочных мероприятий, которые приходилось проводить пока в галерее «Чорсу». Музейная жизнь постепенно вписывалась в налаженную колею...

Невольно назревает вопрос: не жалеет ли о том, что не сбылась мечта, что не стала телезвездой, популярной медиа-персоной? Думаю, читатель не сомневается в ответе:

-Разумеется, нет. Люблю свою работу, понимаю, это мое призвание.

Ах, да, мы же, вроде, про смелость… Так вот, научилась Рузимуратова не молчать, высказывать и отстаивать мнение, даже если оно не совпадает с позицией руководства. Причем, с ее точкой зрения считаются, прислушиваются, уважают. Не кичась накопленным багажом, она по-прежнему много читает нужной для работы литературы, вникает в архивные материалы, советуется с коллегами, ищет неординарные подходы, прежде всего, предъявляя требовательность к себе.

Но, надо заметить, ответственность проявляется не только в этом. С некоторых пор на рынке услуг появилось ООО «Сафура-дизайн», нацеленное на содействие при создании и оформлении музейных экспозиций. В рамках бизнес-проекта глава семьи Шомурад-ака, брат Фирдавс получили возможность полнее проявить творческий потенциал, используя современные методы, сложные компьютерные экзерсисы. Сфера оказалась привлекательной, география востребованности расширяется. Уже не одна точка на карте исторических кладовых страны отмечена усилиями предпринимателей. Музей основания Самарканда на Афрасиабе, ряд вузов республики, дорожащих истоками и стремящимися сохранить летопись альма-матер, Ташкент, Фергана...

И еще раз о династии. Уже сын Шехроз помогает, порой, маме, стараясь облегчить трудности с размещением витрин либо бумажной круговертью. А приходя и покидая музей на «Повороте», каждый из нас задерживает взор на макете крепостной стены времен правления темуридов, на умело врезанных в нее оригинальных воротах, некогда украшавших медресе Улугбека, установленных талантливыми руками и фантазией Рузимуратова-старшего. Стена-защита, опора, надежность. Есть в этом нечто символичное…

Галина ТРОИЦКАЯ.