Мирзо Улугбек глазами Жан-Пьера Люмине

Продолжает расширяться круг участников международного энциклопедического проекта «Самаркандиана». Сегодня на наши вопросы отвечает известный французский ученый-астрофизик Жан-Пьер Люмине (Jean-Pierre Luminet), автор исторического романа «Улугбек, астроном из Самарканда» (Ulugh Beg, l’astronome de Samarcande).

- Профессор Люмине, прежде всего, мы особенно рады приветствовать Вас в качестве участника международной культурно-просветительной программы «Лица Самаркандианы» в дни празднования знаменательной даты – 630-летия великого ученого Мирзо Улугбека. Не могли бы Вы представить нашим читателям свою книгу «Улугбек, астроном из Самарканда»?

- Прежде всего, хотел бы отметить, что считаю ваш энциклопедический проект «Самаркандиана» грандиозной инициативой, и я рад внести в него свою лепту. Будучи астрономом по профессии и учитывая начатое мной около двадцати лет назад написание романа, я стремился побудить своих читателей пересмотреть историю моих собственных знаний: науки о небе и Вселенной. Опираясь на воображение для устранения неизбежных пробелов в истории и проведя тщательный анализ обширных документальных материалов, я предложил читателю перенестись на Восток. Наши географы называют этот регион «Средним Востоком». В XIV-XV веках нашей эры эта огромная территория, простиралась от Трапезунда (на побережье Черного моря) до Шираза (у Персидского залива) и от Мосула до Самарканда, другими словами, от Ирака до современного Узбекистана. Империя темуридов была колыбелью великого научного и художественного мусульманского Ренессанса, а также его последним оплотом. Мой роман начинается с рассказа о судьбе Кази-Заде Руми, родившегося в Бурсе, тогдашней столице Османской империи. В осажденном и сопротивлявшемся ему городе Темур имел обыкновение сурово карать всех жителей, кроме людей, считавшихся талантливыми, за их мастерство в своем ремесле или за их знания в других областях. Захваченный в плен в Исфахане, но спасенный как математик и знаток астрономии, Кази-Заде был сослан в Самарканд, а затем вынужден был преподавать в Герате, где его истребовала Гавхаршад-бегим, жена императора Шахруха, вошедшего на престол в 1409 году. Кази-Заде стал в глазах Улугбека духовным отцом, который побудил его страстно заниматься небесной механикой. После воцарения своего отца Шахруха молодой человек был назначен им правителем Самарканда. Вместе с Кази-Заде и другим математиком - Аль-Каши, принц построил обсерваторию, которая позволила ему с удивительной точностью составить Султанские астрономические таблицы (Гурганский зидж/Зидж Улугбека), остававшиеся непревзойденными в течение двух последующих столетий. Но качества, присущие ученому, необязательно делают его мудрым политиком. Его старший сын Абдулатиф, воспитанный вдали от него религиозными фанатиками, способствовал гибели Улугбека. Как мы видим, нет ничего нового под Солнцем. Это именно то, что делают данную историю такой интересной, где вымысел романа не только воплощается в живую историческую драму, но и сохраняет свою актуальность и в наши дни.

– Когда и как пробудился Ваш интерес к личности Мирзо Улугбека?

В период с 1998 по 2010 год я опубликовал серию из шести исторических романов, рассказывающих о жизни и творчестве великих деятелей астрономии, начиная с античности и заканчивая эпохой Просвещения. Серия начиналась с «Посоха Евклида» - истории греческих ученых, поэтов и философов, работавших в знаменитой Александрийской библиотеке в Египте, от Евклида в III веке до н. э. до астронома Птолемея во II веке н. э. Это также было данью уважения передаче знаний вопреки идеологическим и религиозным барьерам. Затем я совершил большой переход в истории, рассказав о жизни Коперника, Тихо Браге, Кеплера, Галилея и Ньютона, которые в XVI и XVII веках произвели революцию в наших представлениях о Вселенной. Прочитав множество исторических трудов, в том числе историю арабо-мусульманских наук, я познакомился с малоизвестным эпизодом развития астрономии в XV веке, в центре которого была жизнь внука Темура, принца и астронома Мирзо Улугбека, который поплатился жизнью за свою страсть к звездам. Учитывая фундаментальное историческое значение арабо-мусульманских наук и то влияние, которое они оказали на западную науку, я посчитал необходимым заполнить пробел между греческой античностью и эпохой Возрождения в Европе. Поэтому я решил написать этот роман под названием «Улугбек, астроном из Самарканда». Опубликованный в 2015 году, он был переведен на итальянский и китайский языки.

– Каково, на Ваш взгляд, международное значение личности Улугбека?

– Прямой потомок Темура, Улугбек был блестящим разносторонним интеллектуалом, а также талантливым поэтом, полиглотом, математиком и астрономом. Он стремился понять окружающий мир, изучая звезды. У него не было политических амбиций властвования. Ценность его трудов заключалась в стратегии направлять караваны, идущие из Китая (или направляющиеся туда), через Самарканд, Фергану, Андижан, пустыню Гоби и Сиань. С двумя помощниками, один из которых Аль-Каши, он создал самую большую из когда-либо построенных обсерваторий, оснащенную гигантским квадрантом, и провел самые точные астрономические измерения своего времени, включая составление каталога тысячи звезд. Это стало его судьбой. К несчастью, его сын, получивший образование, находясь в заложниках у соседнего властителя, под влиянием двух улемов становится фанатичным исламистом. Последний убивает своего отца и уничтожает его научные труды. Сохранилось лишь несколько экземпляров астрономического труда Улугбека (Гурганский зидж / Зидж Улугбека), который был и остается источником просвещения для всего мира, включая Европу.

– Какие уроки и что полезного для современности мы можем извлечь из научного наследия Мирзо Улугбека?

– Моя книга - и целая серия других моих романов, сопровождающих ее, - это гимн науке, творческому вдохновению и смелости духа. Ведь именно этим исключительным людям, неотъемлемой частью которых является Улугбек, мы обязаны первым изображением космоса. Созданная им карта небесного свода все еще принадлежит нам, как образец блестящей фиксации бесконечной Вселенной силой интеллекта и творческого воображения. Но также, учитывая глобальную геополитическую ситуацию в начале XXI века, я хотел затронуть в этом романе вопросы возможного недопонимания между наукой и религией. Над фронтоном одного из двух порталов обсерватории Улугбеком было выгравировано следующее:

«Религии рассеиваются, как утренний туман.

Империи распадаются, как дюны на ветру.

Лишь труды ученых остаются вечными».

– Похоже, Вы уже бывали в Самарканде? Каковы были Ваши впечатления?

– Я, действительно, побывал в Самарканде после того, как написал свой роман. Это было в апреле 2019 года, во время десятидневной поездки в Узбекистан, организованной Ассоциацией по изучению истории и культуры темуридов, штаб-квартира которой располагается в Париже. Я также посетил Ташкент, где прочитал лекцию об Улугбеке в Академии наук Узбекистана, и Бухару. В Самарканде я был ошеломлен красотой Регистана, а также мавзолеем Гур-Эмир, где покоятся Амир Темур и Улугбек, мечетью Биби-ханым и впечатляющим ансамблем Шахи-зинда. И, конечно же, я был очень тронут посещением исторической обсерватории и небольшого музея при ней.

– Что для Вас значит Самарканд?

– Это прекрасный пример того, как страна с многовековой историей, но в то же время полностью вовлеченная в современную эпоху, способна сохранить свое бесценное наследие. Я также рад видеть, как великие ученые прошлого по-прежнему почитаются в виде памятников, музеев и статуй. К сожалению, этого больше нет во Франции, чей культурный престиж находится в свободном падении под разрушительными действиями сменяющих друг друга правительств.

- Каковы Ваши пожелания жителям Самарканда и народу Узбекистана?

- День рождения Улугбека, совпадающий с днем весеннего равноденствия, является прекрасным символом того, как народ Узбекистана может пережить новую весну мира, процветания и культурного богатства, несмотря на ужасные и абсурдные конфликты.

- Благодарим Вас, профессор Люмине, за интересный разговор и обстоятельные ответы на наши вопросы. Добро пожаловать в Самарканд!

Анатолий ИОНЕСОВ,

директор НПЦ «Человек. Культура. Мир» СМТУ, автор энциклопедического проекта «Самаркандиана».

Для справки

Профессор Люмине считается ведущим экспертом по черным дырам, космологии и космической топологии - изучению глобальной формы Вселенной. 45 лет назад, в 1979 году он первым в мире получил смоделированное на компьютере научно обоснованное изображение внешнего вида аккреционного диска черной дыры. Почетный директор по исследованиям Национального научно-исследовательского центра. Работал в Лаборатории «Вселенная и теории» Парижской Медонской обсерватории и в Марсельской астрофизической лаборатории. Помимо научной деятельности, с ранних лет увлечен искусством и литературой. Вдохновленный звуками Вселенной, он также признанный писатель, музыкант, художник, гравер, скульптор, поэт, лектор и блогер. Автор многих научно-популярных книг, исторических романов, телевизионных документальных фильмов, мультимедийных постановок и ряда сборников стихов. Его литературные произведения переведены на пятнадцать языков. Удостоен множества наград, включая премию Жоржа Леметра (1999) за оригинальный вклад в космологию и астрофизику, Орден искусств и литературы (Франция), медаль Эйнштейна, Европейскую премию в области научных коммуникаций (2007) и др. Международный астрономический союз присвоил имя Люмине астероиду № 5523. В 2021 году ученый стал лауреатом премии “Калинга” ЮНЕСКО за популяризацию науки.