Лицо театра – Галина Вафина

Её называют не в шутку, а всерьёз "Звездой". Кто-то добавляет "Лицо театра". Каково это – носить столь почетные эпитеты? Об этом и многом другом мы узнали, пообщавшись с ведущим мастером сцены Самаркандского русского театра драмы Галиной Вафиной-Факторович.

Вспоминая её первые работы, когда она, начинающая актриса пришла в театр после окончания Ташкентского театрально-художественного института им. А. Н. Островского, задумываюсь: а ведь почти за сорок лет творческой деятельности на сцене родного театра она почти не изменилась. В той же прекрасной физической форме - наравне с молодыми актерами лихо отплясывает в сказочных постановках, выделывая всевозможные танцевальные "па". Та же эмоционально-восторженная речь, эффектная внешность с "горящими" черными глазами.

В послужном списке актрисы Факторович изобилие острохарактерных, лирических, комедийных и, конечно же, драматических ролей. Самые яркие из них в первом (взрослом) спектакле "Модели сезона", поставленном тогда еще начинающим режиссером В. М. Бродянским. Будучи выпускницей театрального института, Г. Вафина сыграла главную роль. Её героиня – молодая, красивая, образованная и успешная женщина, но, по сути, человек одинокий. Этот спектакль потом "обкатывали" при тяжелых гастрольных условиях в населенных пунктах плато Устюрт (температура воздуха не менее 60 градусов выше нуля). Как вспоминает Галина, группа из семи человек (актеры и техническая служба) перебирались из пункта в пункт на "кукурузниках" и вертолетах. В лучшем случае, играли в актовых залах горкомов, но чаще на импровизированных сценах прямо на улице.

После успешного дебюта Г. Вафину охотно занимали в главных ролях режиссеры русского драматического театра, а также приглашенные режиссеры. Запоминающейся из них была роль виолончелистки Сюзанны в спектакле "Соло для виолончели с оркестром" Жана Ануя в постановке заслуженного деятеля искусств Таджикистана, лауреата Государственной премии Бако Садыкова.

- Помимо драматической           нагрузки, по ходу дела приходилось осваивать технику игры на виолончели, - вспоминает Г. Вафина. - В этом мне очень помогла преподаватель Самаркандского колледжа искусств Вера Мартыненко.

А в спектакле "Играем Чехова" (по мотивам рассказов А. П. Чехова) в постановке главного режиссера театра А. Ниязова Г. Вафина-Факторович сыграла сразу три разноплановые роли: дьячиху Раису Гыкину в рассказе "Ведьма", гимназистку Сонечку в "Свидании" и мошенницу-аферистку Барыню в "Хористке".

Сейчас идут репетиции спектакля по мотивам произведения Ч. Айтматова "И дольше века длится день". Г. Вафина-Факторович играет остро драматическую роль матери - Найман-она, у сына которой "отняли" память.

- Сложность роли в том, - поясняет актриса, - что при минимуме текста невозможно сыграть чувства, их надо прожить, пропустить через себя.

Г. Вафиной-Факторович эта задача по плечу. Поэтому на очередном собрании худсовета театра, где обсуждаются предстоящие постановки, большинством голосов кандидатура Г. Вафиной-Факторович на эту роль была утверждена.

Список сыгранных Г. Вафиной-Факторович ролей можно долго перечислять. Ведь за такой период их набралось, пожалуй, более сотни.

- Перейдем к детскому репертуару. Ты занята практически во всех сказках-спектаклях. Причем твоя "коронная роль" - образ Бабы Яги. Не слишком ли ты "застряла" в этом амплуа?

- Было время, когда я играла и Снегурочку. Будучи 50-летней, продолжала прыгать на сцене в роли Жучки в спектакле "Репка". Были и Атаманша разбойников, и капитанша морских пиратов, и Лиса-лгунья. А  Баба Яга – это не просто роль, это целая философия. Многие актрисы мечтают об этой роли. Но не у всех это получается. В свое время мастера сцены Г. Вытоптова и Ю. Найданова с упоением играли в сказке "Две Бабы Яги". Они буквально купались в ролях главнокомандующих нечистой силы. Знаменитая российская актриса Татьяна Васильева в одном из интервью делилась: "Я так мечтаю сыграть Бабу Ягу!". Эта возможность у нее появилась в одном из детских фильмов.

- Ты единственная из актерского состава, кто имеет высшее театральное образование. Нет ли потребности проводить занятия по мастерству в стенах театра для молодых, начинающих?

- В процессе работы над спектаклем я подсказываю, порой даже показываю, как и что надо делать, помогаю в создании мизансцен. Но преподавать – это не моё. Если ты хочешь работать актером, ты, как говорится, должен чувствовать "нутром". Если понимаешь, что без этого не можешь, тебе прямая дорога в театр. Был период, когда приходили сюда ребята, окончившие курс "Актер драмы" Самаркандского колледжа искусств. Но на практике им было очень сложно. Одно дело учиться этому, другое дело – играть на сцене перед большой аудиторией.

В свое время, окончив третий курс театрального института, я решила, что теории предостаточно, нужна практика. И перевелась на заочное отделение, где обязательное правило гласило - работа в театре. Так же поступили и мои тогдашние ровесницы – Ирина Вейс, Марина Перунова, Сергей Потапов. Уже позднее, более молодые актеры Р. Хаиров и С. Иваргизов без отрыва от "производства" учились в Самаркандском училище искусств им. Абдурасулева.

- Самая первая твоя роль?

- Это была роль Анидаг в сказке "Королевство кривых зеркал". Спектакль поставили выпускники Ташкентского государственного института культуры Амди Акимов и Андрей Калеев. Эту постановку мы проиграли и на стационаре, и на выездах, и на гастролях почти сотни раз. А с самого начала меня приняли на работу помощником администратора: организовывать выездные спектакли, привлекать предприятия, учреждения общеобразовательные учебные заведения к походам в театр. "Малые гастроли" по городам Узбекистана тоже входили в мои обязанности. В администраторской работе мне очень помогал мой супруг Марк Наумович Факторович. В годы его деятельности о самаркандском театре знали далеко за пределами республики: в Таджикистане, Каракалпакии, в городах России. С теплотой вспоминаю гастроли в чистый уютный городок Табошар, расположенный в предгорьях Таджикистана.

- Наступивший год для тебя юбилейный. С высоты своих лет, своего опыта и мастерства, каковы твои планы на будущее?

- В деятельности хотелось бы, как и раньше, побольше гастролей за пределами нашей республики, чтобы заявить о себе, что в далеком жарком Узбекистане уже сто лет функционирует Самаркандский русский драматический театр. Гастроли обогащают духовно и морально. Какое колоссальное впечатление получили мы от театра кукол Образцова, выступавших в октябре прошлого года на самаркандской сцене! От общения с артистами театра появился стимул дальше работать, жить и совершенствоваться.

Лариса САДЫКОВА.