Краеведческий музей Самарканда: история реставрации
Накануне новогодних праздников Самаркандский областной краеведческий музей отметил 40-летие. С чего начиналось создание всем известного музея, расположенного в центре Самарканда в шикарном особняке бухарского еврея Калантарова?
Торжественное открытие экспозиции отдела истории в Самаркандском областном краеведческом музее состоялось 21 декабря 1981 года. Созданию этой экспозиции предшествовал большой и упорный труд коллектива музея. Сотрудники выезжали в экспедиции по сбору материалов. Большую помощь при формировании ими фондов оказали коллеги из Самаркандского государственного музея истории и культуры, Института археологии АН Узбекистана и исторического факультета СамГУ, а также старожилы Самарканда. Так были сформированы фонды областного краеведческого музея.
Экспозиция музея создавалась под руководством опытных сотрудников, много лет проработавших в музее. Е. Б. Забродин руководил отделом природы, а М. Х. Урманова – директор областного краеведческого музея - археолог, ученица М. Е. Массона, имела многолетний опыт по созданию экспозиций. Она предложила оригинальную концепцию: учитывая тот факт, что экспозиция создавалась в бывшем жилом особняке купца первой гильдии А. Калантарова, было решено показать интерьеры жилого особняка. Частью экспозиции стали: мехмонхона, сохранившаяся восточная гостиная с великолепными образцами резьбы по ганчу (пардоз), цветные витражи и изразцовые печи, столовая, оригинально отделанная в европейском стиле с использованием папье-маше, кабинет хозяина особняка, при отделке которого были использованы обои «линкруст», привезенные из Лиепая.
В особняке сохранились также оригинальные люстры, подвесные потолки, венецианское стекло и многое другое. Но для того, чтобы показать интерьеры, необходимо было произвести реставрационные работы, ведь за прошедшие годы в этом здании находились различные учреждения, в том числе и экспозиция Государственного музея с 1934 по 1979 годы.
Был составлен план реставрационных работ. Прежде всего, очистили от штукатурки, сделанной позднее, внешнюю часть фасада здания, выходящую на улицу А. Джами (прежде Советскую), т.к. первоначально стены возводились из специально обожженного кирпича – железняка, который прозвали потом «николаевским». Этот кирпич изготовлялся на самаркандском кирпичном заводе М. Зейделя. Особняк был построен по проекту известного городского архитектора Е. О. Нелле. Строительные работы велись с 1902 по 1916 годы.
Для исследования и дальнейшей реставрации особняка были приглашены сотрудники Самаркандских научно-проектировочных реставрационных мастерских: Эдуард Алешин, Герасим Маргунов, Вадим Мурох, Анатолий Полянцев и Эдуард Тычинский.
Анатолий Полянцев рассказывал, как работала группа художников-реставраторов в 1981 году, восстанавливая столовую для гостей и зимний кабинет А. Калантарова. Эти залы особенно нуждались в реставрации, так как в них было утрачено до 80% декора в виде папье-маше, привезенного из Санкт-Петербурга, и «линкрустовых» обоев. В залах сохранились великолепные изразцовые печи, плитка для которых изготовлялась немецкой фирмой, и мастера этой фирмы сами занимались установкой печей в особняке.
Вначале были проведены фотофиксация помещений и их обмеры, исследовано состояние подвесных потолков, которые еще в начале ХХ века были смонтированы мастерами из Санкт-Петербурга. Проведя тщательные исследования состояния стен и потолков в помещениях, реставраторами был составлен план предстоящих работ. Началось все с расчистки масляной живописи на подвесных потолках и рельефного фриза в обоих залах. По окончании реставрации живописи потолков и поврежденного фриза, все было покрыто специальным лаком. После этого приступили к расчистке декора на стенах и их реставрации.
Художники использовали оригинальный и качественный способ изготовления утраченных деталей декора, заключавшийся в отливке модулей. С использованием формопласта снимались копии сохранившихся деталей обоев и лепнины и потом размножались. Формы заливались специальной смесью, состоящей из розового гипса в виде пудры, сухих белил и армированного стекловолокна. Толщина готового модуля составляла 4, миллиметра, и эта кропотливая работа требовала особых профессиональных навыков и терпения. После окончания отливки реставраторы приступали к росписи, тонировке и лакировке модулей, - все делалось вручную.
Завершающим этапом стали монтажные работы по установке модулей и тщательной подгонке стыков. Только вот восстановленные модулями участки стен выкрасили основными цветами, а вызолачивать бронзовой краской не стали, чтобы показать уникальность подлинных, сохранившихся оригинальных образцов. При исследовании были выявлены первоначальные цвета красок, которыми были покрашены двери и полы в особняке. Реставрационные работы были осуществлены на очень высоком профессиональном уровне, и восстановленный декор в обоих залах до сих пор вызывает восторг и восхищение у посетителей музея.
Светлана ЖУКОВА,
историк и краевед.