Конигил привлекает туристов

Конигил - район Самарканда, где до наших дней сохранились, а вернее, были воссозданы, древние самаркандские ремесленные традиции по изготовлению бумаги, керамических изделий. В прошлом году местечко получило статус «туристического села», что расширило поток местных и иностранных туристов.

Чтобы ознакомиться с древними традициями и ценностями нашего народа, образцами народных промыслов, процессом изготовления самаркандской бумаги, за 10 месяцев этого года частное предприятие «Конигил Мерос» посетило около четырёх тысяч местных и более двух тысяч иностранных туристов.

 «Конигил Мерос» было основано в 1998 году мастером Зарифом Мухтаровым для возрождения традиций производства некогда знаменитой самаркандской бумаги.

- Во многих странах мира давно существуют технологии изготовления бумаги, - говорит Зариф Мухтаров. - Самаркандская шелковая бумага славилась своей прочностью, гладкостью, возможностью писать на ней с двух сторон и тем, что она не намокает в воде. В настоящее время в день мы производим более 100 листов бумаги разного формата, плотности и цвета.

Знаете ли вы, что из самаркандской бумаги можно шить одежду и дорожные сумки? Их можно стирать и использовать долгое время.

- Многие говорят: «Восстановлена ​​старинная самаркандская бумага - это хорошо, но чем она отличается от современной?», - продолжает З. Мухтаров. - Разница большая: на сухой бумаге видны полоски шелка – это волокна тутового дерева, из которых состоят листья. На такой бумаге удобно писать ручкой, тушью, карандашом. Его даже можно использовать для печати чего-либо на принтере. В отличие от белой офисной бумаги, шелковая бумага имеет более мягкий цвет и менее контрастирует с текстом, что снижает утомляемость глаз читателя. Она влагостойкая: влажную бумагу можно распрямлять и сушить. Примечательно, что грызуны, насекомые и другие вредители не могут повредить шелковую бумагу, они ее не едят.

Со следующего года, в зависимости от спроса, планируется выпускать и раскрашенную цветную бумагу, красители при этом, естественно, будут, натуральными.

Инфраструктура Конигила с каждым днем улучшается, и само место становится все красивее. В селе создаются возможности для проведения культурно-развлекательных программ, восстанавливается исторический облик построек. Вокруг реки Сиаб обустроены пешеходная дорожка и зоны отдыха, строятся гостевые дома и рестораны.

- Бабур в своей книге «Бабурнаме» упоминает о селе Конигил, как он пишет, в  то время здесь было около 400 мельниц по производству муки, мыла, масла и риса, все они располагались на берегу реки Сиаб, - говорит З. Мухтаров. - Мы сейчас постепенно восстанавливаем эти мельницы. В 2018 году построили водяную мельницу, производящую масло из семян льна, кунжута, грецкого ореха и дыни. В этом году запустили мукомольный завод. В будущем планируем реконструировать рисовую мельницу. За пределами территории нашего предприятия, на реке Сиаб, установлены рисовые мельницы, пока рис берем оттуда, проводим для туристов мастер-классы по приготовлению плова. Туристы также наблюдают за процессом изготовления самаркандской бумаги и выпечки хлеба.

С прошлого года здесь начал работу гончарный цех. Ведь «конигил» с персидского переводится как «место, богатое глиной». Сегодня и в этом цеху проводятся «мастер-классы» по гончарному делу.

Областное управление туризма и спорта разработало специальные программы по организации паломнического, сельского, промышленного, медицинского и другого туризма в будущем туристическом селе Конигил. Это означает, что отныне оно будет привлекать еще больше туристов.

Заслуги Зарифа Мухтарова по возрождению наших древних ремесленных традиций получили признание на государственном уровне – мастер награжден орденом «Мехнат шухрати».

Акрам ХАЙДАРОВ.

Фото Бахтиёра Мустанова.