Как реанимировать туризм после пандемии
Не станет открытием, если скажу, что одной из самых пострадавших отраслей экономики во время пандемии, вызванной COVID-19, стал туризм. Предпринятые для борьбы с пандемией радикальные меры по ограничению передвижения как извне, так и внутри государств стали причиной стагнации туристической отрасли всего мира с далеко идущими последствиями. В такой обстановке для сохранения дееспособности этой отрасли экономики нужно пересмотреть всю стратегию и найти пути ее реанимации.
Прежде всего, стоит нам осознать, что о въездном туризме временно следует забыть как минимум до следующей осени. Выражаясь языком представителей туриндустрии, придется пропустить два сезона - осень 2020 и весну 2021 годов. В лучшем случае, только весной 2021 года можно надеяться на первых гостей из-за рубежа. Объективно оценивая сложившуюся ситуацию, мы понимаем, что и внутренний туризм не радует: наши граждане тоже не рвутся путешествовать по субъективным и объективным причинам. Тем не менее, у нас появляется время еще раз все подробно проанализировать и выстроить новую стратегию для привлечения сначала местных туристов, а затем зарубежных.
Да, основной "бум" на внутренний туризм пришелся на 2018-2019 года, когда, благодаря специальным указам Главы нашей республики, были введены дополнительные выходные дни и приняты меры для стимулирования развития внутреннего туризма. Тем самым был многократно увеличен поток из разных областей в туристические центры Республики - Ташкент, Самарканд, Бухару и Хорезм. Судя по данным Госкомстата, большинство граждан преследовали цель навестить родственников и совершить паломничество по святым местам. Поэтому, если рассуждать трезво, то большинство потенциальных внутренних туристов - активных граждан - уже навестили свою родню и увидели главные достопримечательности республики. Поэтому, если их не завлечь новыми оригинальными предложениями, то маловероятно, что они опять решатся повторно поехать в те же места, где недавно побывали. Чем заинтересовать внутреннего туриста, чтобы он вернулся в Самарканд?
Сделать Самарканд центром фестивалей
Для начала определимся, чем отличаются друг от друга основные популярные туристические центры Узбекистана? По общепризнанному мнению, Ташкент - деловой центр страны, Бухара - религиозный центр, Хорезм - музей под открытым небом, Андижан - ремесленный центр Узбекистана, а Самарканд можно назвать центром фестивалей, конкурсов и форумов. Разумеется, эти определения весьма относительные. Например, в Самаркандской области достаточно мест религиозного паломничества - мавзолеи Аль Бухари, Ходжа Дониера, Хазрати Довуд. В Бухаре и Хорезме проводят различные международные фестивали. Но всё же, если проанализировать, то в нашем городе достаточно и парков, и театров, и концертных залов со спортивными комплексами. Сейчас достраивают ледовый дворец. А потому можно смело предлагать для развития "событийный туризм" с регулярной организацией таких мероприятий, как танцевальный фестиваль народных танцев "Вдохновение Востока", фестивали моды, стилистов и причесок "Uzbek Style", кулинарии, флористов, рэпперов и мастеров граффити, иллюзионистов и фокусников. Можно проводить парады! Парады "королевских колесниц" с украшенными каретами и повозками с лошадьми, исторических персонажей, эксклюзивных домашних животных, гигантских кукол. Интересны будут конкурсы "Богатыри Узбекистана (Азии)", музыкантов - "Золотые струны Азии", красоты - "Принцесса Узбекистана (Азии)". Было бы здорово реконструировать какие-либо исторические события, проводить слет мото-туристов (байкеров).
Перечень можно продолжать бесконечно. Часть из предлагаемых мероприятий так или иначе уже проводится, но остальные следует организовать и развернуть широкую рекламную кампанию. Думаю, развитие "событийного туризма", то есть регулярное проведение на должном уровне массовых мероприятий "на любой вкус" - одна из возможностей многократно привлекать местных и не только туристов в Самарканд.
Ставка на интерактивность
Далее хочется обратить внимание на такой аспект, как реклама.
Ни для кого не секрет, что сейчас большинство решений принимается исходя из информации, почерпнутой из интернета. Касается ли это покупок или выбора страны для путешествий. Да, чтобы привлечь внимание к Узбекистану, нашим правительством предпринимаются немалые усилия, вкладываются значительные финансовые средства для пиар-кампаний. Но, когда потенциальный турист, увидев рекламный проспект или иную афишу Узбекистана, собирается подробнее изучить обстановку и обращается к сайтам конкретных тур-агентств, отелей и других субъектов туриндустрии Узбекистана, интерес постепенно угасает.
Несмотря на качественный контент, сайты Узбекистана, за редким исключением, значительно уступают своим конкурентам из стран со стремительно развивающейся туриндустрией. Все дело в способе преподношения рекламной информации. Дело в том, что контент сайтов состоит из текста и нескольких рекламных фотографий, в то время, как конкуренты уже перешли на VR-системы и пространственную графику в формате 3D. Разумеется, в Узбекистане тоже начали внедрять подобные системы, но пока в единичных случаях, так как это трудоемко, дорого и требует много времени.
В свою очередь, я предлагаю более дешевый и легкодоступный способ заинтересовать предполагаемых туристов. Проект называется "Здравствуйте, я ваш гость!". Идея заключается в создании интернет-платформы, отвечающей интересам предполагаемого гостя - туриста. Например, он заходит на сайт, где на экране появляется карта Узбекистана с самыми популярными туристическими зонами. Допустим, Самаркандом. После клика мышки появляется карта города с различными объектами (в принципе, сейчас также). Затем турист наугад нажимает на одну из гостиниц... С этого момента все меняется - на экране открывается интерактивное видео, с помощью которого можно посмотреть на гостиницу сверху, зайти внутрь, ознакомиться с номером, заглянуть в столовую или полюбоваться видом из окна. На видео также можно добраться до ближайшего кафе, сувенирного магазина и т.д., в зависимости того, какие маршруты есть в списке-меню данного отеля. Технически реализовать проект несложно, зато удобство для туриста налицо и, конечно, будет способствовать продвижению туристического потенциала страны.
Безусловно, все видео должны быть не только красивыми, но и правдиво описывать каждый объект, чтобы доверие клиента не было подорвано.
Для мотивации потенциальных туристов, желающих посетить Узбекистан, предлагаю создать и мотивационную систему льгот I LIKE (LOVE) UZBEKISTAN (SAMARKAND). Данная система будет вести на просторах интернета подсчет лайков, хештегов, положительных комментариев, ссылок и цитируемость достоинств и привлекательности Узбекистана.
Самым активным будут предоставляться специальные дисконтные карты c льготными ценами до -20% (кэшбэки) на цены в гостиницах, ресторанах и других субъектах туристической индустрии Узбекистана.
Думаю, сами туристы постараются в своих аккаунтах в социальных сетях прорекламировать Узбекистан, чтобы удешевить стоимость своего тура. В итоге, заработает "сарафанное радио" и многие получат информацию о туристическом потенциале Узбекистана из "первых рук", что даст больший эффект, нежели официальная реклама!
Исторический квест: почему бы и нет?
Чтобы завлечь большее количество туристов в Самарканд, мы не должны ограничиваться стандартными экскурсиями по историческим достопримечательностям. Нужно обогатить культурный досуг наших гостей, учитывая их личные предпочтения. Для этого я предлагаю разнообразить и систематизировать перечень новых услуг, объединив их в один регулярный цикл. Например, состоящий из 7 дней.
Исходя из того, что испокон веков на нашей земле главным днем, следуя древним мусульманским традициям, была пятница, семидневный цикл тоже начинается с пятницы. Помимо этого, каждый день разбивается на утро, день, вечер и ночь. К сожалению, в настоящее время не уделяют должного внимания вечернему и ночному досугу туристов, что справедливо выражается в их претензиях, в особенности у молодежи.
Составляя свой календарь, я постарался внести и пропаганду нашей самобытной культуры, ради изучения чего, собственно, и едут к нам иностранные гости. Также ввел развлекательные программы и ночной досуг, приближенный к привычному для большинства представителей как Европы, так и Азии.
При составлении программы туда можно включить как традиционные услуги - посещение памятников, возможность продегустировать уникальные блюда, посетить пляжи и бассейны, посмотреть на демонстрацию национальной одежды, но и слабо пропиаренные услуги. Например, организация аукционов эксклюзивных предметов, различных конкурсов и квестов по историческим местам с призами. Для любителей различных единоборств можно организовать турниры по различным видам популярных видов боевых искусств, а для ночного досуга, безусловно, дискотеки с элементами танцевальных батлов.
Азизбек НИЯЗОВ,
руководитель НПЦ "МЕЗБОН".
Фото Александра ХАРИТОНОВА.