Как ООН может защитить права человека?
Когда национальный ресурс правосудия исчерпывает себя в отношении защиты прав человека, остается один выход - обращаться в международные инстанции. Чаще всего, это Организация Объединенных Наций. Но как это сделать? Что именно примется во внимание Советом или Комитетом по правам человека? Одни ли это и те же инстанции? О работе правозащитного механизма ООН и особенностях национального судопроизводства рассказывалось на семинаре-тренинге, организованном обществом по правам человека «Эзгулик» при поддержке USAID.
Тренинг «Международная защита прав человека в системе ООН» собрал широкий круг представителей управления юстиции, гражданского общества, включая негосударственные организации, журналистов, правозащитников из самого «Эзгулик» во главе с его руководителем А. Ташановым. За короткое время – буквально один день – было непросто рассказать о механизмах защиты прав человека ООН, которая с момента принятия Всеобщей декларации прав человека в 1948 году, обросла разветвленной бюрократической системой. Устав ООН подписывали представители государств – ведущих на тот период мировых держав, включая СССР. Отсюда и определенные сложности в самой работе.
Например, при подаче жалобы в Совет по правам человека, чтобы он ее рассмотрел, нужно соблюсти ряд требований. Так, жалоба признается приемлемой, если она оформлена в письменном виде на одном из шести официальных языков ООН (английском, арабском, испанском, китайском, русском или французском); содержит максимально подробное описание относящихся к делу фактов (включая имена предполагаемых жертв, даты, место и другие сведения), при этом ее объем не должен превышать 15 страниц. Жалоба не должна иметь признаки явной политической мотивации и не быть основанной исключительно на сообщениях средств массовой информации. Главное, к моменту подачи обращения в Совет должны исчерпаться национальные средства правовой защиты за исключением случаев, когда есть основания полагать, что защита может оказаться неэффективной или потребует необоснованно длительное время. Кроме того, Совет отреагирует на систематические и достоверно подтвержденные случаи грубых нарушений всех прав и свобод человека.
По словам тренера, представителя регионального офиса Управления Верховного комиссара ООН по правам человека в Центральной Азии Гулжахон Амановой, данная процедура очень громоздкая, а в итоге не предусматривает санкций по обеспечению средств правовой защиты по конкретным делам или выплат компенсаций предполагаемым жертвам. Результатом может стать включение расследованных случаев в доклад о систематических нарушениях прав человека и выработка рекомендаций по принятию конкретных мер для исправления ситуации в государстве, где наблюдаются данные нарушения. То есть уставным органом рассматривается ситуация, а вопрос решается в масштабе государства, при этом автор жалобы не имеет никакого статуса в рамках процедуры и не участвует в ее осуществлении.
- Еще одним механизмом ООН по защите прав человека являются комитеты независимых экспертов, которые наблюдают за выполнением государствами-членами ООН девяти основных международных договоров в области прав человека, - говорит Г. Аманова. - Важно, чтобы государство ратифицировало договоры, позволяющие тем или иным комитетам рассматривать жалобы против него.
В отличие от СПЧ, в соответствующих комитетах изучаются индивидуальные обращения с отдельными случаями нарушения гражданских и политических прав человека. В данную инстанцию можно обратиться с запросом об указании временных мер для предотвращения причинения непоправимого вреда жертве, а также с просьбой о защите автора заявления от преследования, связанного с самим фактом обращения в комитет ООН. Результатом обращения будет вынесение решения, которое государство обязано исполнить в течение трех месяцев. Иногда государства, помимо решения по жалобе, также могут получить авторитетное руководство по поводу того, какие действия необходимы для укрепления защиты прав человека. Кстати, с 1995 года комитетами ООН приняты 45 окончательных решений по индивидуальным жалобам граждан Узбекистана против своего государства.
Отмечу, что помимо этих двух механизмов, в резерве ООН имеются еще специальные процедуры, а именно специальные докладчики (независимые эксперты) и рабочие группы. По итогам обращений к ним в широком доступе публикуются рекомендации и особые мнения. Казалось бы, что это довольно слабые механизмы, но на международном уровне, когда на какой-либо сессии ООН вдруг упоминается государство, нарушающее права человека, это может сильно навредить его репутации и отразиться на инвестиционной привлекательности.
Об особенностях национального судопроизводства рассказала тренер Дилфуза Куролова – юрист в области прав человека, активно продвигающая гендерное равенство и развитие гражданского общества в Узбекистане. В максимально доступной форме Д. Куролова показала нюансы работы судебной системы, в которой нередко сами судьи игнорируют Конституцию страны, имеющую прямое действие и не требующую никаких условий. Особый акцент был сделан на приоритете международных правовых документов над национальными, которые ратифицировало наше государство, но зачастую они вообще никак не фигурируют в судебных делах в качестве основания для принятия решений.
Во время тренинга было задано много вопросов, представлены и обсуждены ситуации из личного опыта тренеров и участников мероприятия. По окончании всем вручены сертификаты.
Анастасия ПАВЛЕНКО.
Фото автора.