К высотам "высокой" моды!
Когда народная мастерица берётся за иглу, а керамист подходит к гончарному кругу, разве могут они предугадать, где же потом окажется творение их добрых и умелых рук? Между тем, пути и маршруты их изделий, действительно, не предсказуемы и часто не известны. Только не в этот раз, когда некая дама в разгар нынешнего туристического сезона приобрела в самаркандском арт-центре "Счастливая птица" (Happy Bird) приглянувшийся женский халат в национальном стиле.
Покупательницей оказалась Лесли Лабабиди - путешественница, писательница и исследовательница, автор ряда путеводителей, справочников и прочих увлекательных изданий. Лесли двадцать лет живёт в Каире, тщательно вникая в жизнь египтян, щедро делясь с читателями увиденным. Искренняя радость от покупки толкнули госпожу Лабабиди уведомить арт-центр: "…присутствовала на вчерашней презентации моей новой книги в самаркандской обновке, которую все похвалили" (фотография прилагается!). Вот ведь как: где самаркандские искусницы и где покорённый ими Египет!
Ранее Джон Уоррен, ведущий популярной программы на российском ТВ "Поедем, поедим!", с не меньшим восторгом познакомился в Шахрисабзе на фестивале одежды с коллекцией из Самарканда. И даже пришёл после дефиле в гостиницу, где разместилась самаркандская группа, желая стать владельцем облюбованного подиумного экземпляра. Он его даже примерил. Больших трудов стоило девочкам убедить Джона отказаться от приобретения: чапан-то женский! В итоге заручился обещанием, что когда побывает у них, то сошьют специально для него.
Лестный отзыв о посещении арт-центра оставил историк моды Александр Васильев, побывавший здесь с участницами своей выездной школы. Прежде всего, отмечал удивительную атмосферу этого уголка этники, стиля, изящества, хранящего национальный колорит, гармонично и деликатно подпитанный современными тенденциями моды.
Истоки
Летопись арт-центра началась в 2005 году. Буквально сразу её создателю Елене Ладик удалось избежать участи чисто коммерческого заведения, заурядной сувенирной лавки, коих множество в черте старого Самарканда.
Елена Григорьевна, будучи сама организатором, вдохновителем, директором, дизайнером, бухгалтером, всегда ратует за коллегиальность, за общность и перевес корпоративного братства, считая, что именно целеустремлённая деятельность в команде, взаимопонимание и совпадение взглядов способствуют успеху. Всё, конечно, так, но ведь именно ей удалось сколотить ту самую команду, способную не просто привлекать и завлекать любопытного иностранца, а стать малым очагом культуры, конкурировать с другими, даже более крупными дизайнерскими проектами в масштабах республики.
Родилась Елена на Украине, окончила Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Знакомство с солнечной республикой началось со столицы, а потом в биографии Ладик появилась Фергана. Жаркое солнце, бирюза куполов, щедрость земли и восточное гостеприимство стали для нее не просто словами, а пёстрой палитрой чувств, пропущенных через сердце. Она далеко не первая в ряду творческих людей, которых очарование Азии заворожило, привязало к себе незримыми нитями.
Работая в Ферганском краеведческом музее, самозабвенно занималась собирательством, обогащая запасники и даже создала там ещё один отдел - искусств. Сотрудничество с местными ремесленниками, живописцами и графиками, переросло в дружбу, которая позволяла как можно шире представлять творческий диапазон края. Она много колесила по нему, вникала в быт, культуру его жителей и…влюблялась в эту самобытность. Переехав в Самарканд на изломе веков, не потеряла связи со старыми ферганскими друзьями.
А рождённая ею на новом месте "Счастливая птица" постепенно набирает авторитет и силу, становится членом Центрально-Азиатской ассоциации в поддержку ремесел (CACSA), Республиканской ассоциации народных мастеров и ремесленников "Хунарманд", получает сертификат качества ЮНЕСКО. То есть запасается таким багажом документального подтверждения статуса, что теперь многое по плечу этому небольшому коллективу энергичных, талантливых женщин, несущему миссию по продвижению узбекского декоративно-прикладного искусства.
Сколько лет лоскутку?
В коллекциях Happy Bird национальные костюмы в натуральном виде как бы отсутствуют. Особенности женского восточного одеяния кроются в многослойности, в том, что при всей насыщенности красок, ей свойственны почти утраченные ныне скромность, некая застенчивость, если хотите - целомудрие. Уловив данный принцип, Ладик и Ко ему следуют, делая заманчивым всякий наряд, а коллекцию - особенной.
Хозяйка подчёркивает использование винтажных тканей, уверяя, что у них, как у людей, своя судьба, а биографии иных насчитывают до сотни лет. Бывшие занавески, обрывки сюзане, сохранившиеся остатки старых вышивок - всё может пригодиться. Предпочтение отдаётся ручной технике изготовления и окрашивания. Завтрашний день у залежавшихся рулонов и некогда использованных в быту лоскутов тоже разный: что-то пополнит коллекционную экспозицию, а что-то появится в свободном доступе, на "плечиках" линии прет-а-порте.
"Задача уникальной дизайнерской фантазии - подарить им новую жизнь, более яркую и не менее долговечную" - такова позиция бренда. Потому и не оторваться от радуги на кронштейнах.
Хочется разглядывать и само внутреннее убранство этого необычного "жилища" для платьев, пальто, юбочек, тюрбанов, ботиночек. Например, ко множеству птичьих фигурок - символам здешнего счастья - недавно добавилась ещё одна. Статуэтка "прилетела" из Риги, где самаркандская галереистка участвовала в юбилейной выставке известного узбекистанского керамиста Алишера Назирова. Организаторы, в знак признательности, решили преподнести одно из авторских произведений рижского скульптора, пополнив "птичий двор" Ладик.
…Лампы с абажурами, часы, подсвечники, зеркало, вазы, плетёная мебель, керамика и фарфор - национальные традиции и колониальный дух. Особая статья - фотографии. В старинных бархатных альбомах - глянец подиумов, как хронометраж последних лет. На этих страницах, под этими выцветшими переплётами готовятся разместить изящные работы Дугласа Бассета, известного в фэшн-мире итальянского фотографа, в поле зрения которого искусство модельеров "Счастливой птицы" попало нынешней осенью на Taraz - Аspara fashion week. Казахстанские пресса, электронные СМИ писали в те дни: "Узбекские дизайнеры представили свои коллекции на одной площадке с ведущими дизайнерами из США, Италии, Великобритании, Франции, Турции, Сербии, России, Индии, Грузии, Китая, Нидерландов и других стран… Зрители познакомились с популярными дизайнерами из Узбекистана Еленой Ладик, Шахзодой Мухаммедовой, Сабиной Абдуназаровой, Мунисой Азизовой, Шоистой Бабамирзаевой, Озодой Исхаковой". А вот что говорит об этом сама Елена Григорьевна:
- Такие выезды, как последний на Аспару в Таразе, помогают избавиться от комплекса провинциализма - нормально движемся, нашли свой стиль, это хорошо! Но... еще расти и расти. Голова от собственных "достижений" не кружится, это уж точно!
До новых встреч
…"Счастливая птица", перелистнув очередную страничку, как бы подводит итоги туристического сезона, где было столько встреч, знакомств, аплодисментов. С его завершением не становится меньше забот, просто меняется вектор. Теперь самое время углубиться в разработку новых моделей. Команда приступает к созданию коллекции одежды с использованием китайского шёлка. Разумеется, продолжат усовершенствовать и пополнять уже опробованные направления "Зарафшан" и "Дорогами Востока", которые понравились публике.
На сегодняшней волне развития в стране туризма расширяются горизонты для творчества! После выставок и показов за рубежом возникает у людей интерес, который нередко заставляет взять билет и приехать в Узбекистан. Бывало так после вояжей в Россию, Китай, Японию. А следующим сезоном с ответным визитом ждут рижан. Да и в арт-центре легки на подъём. Тем паче, что не косится больше таможня с подозрением на объёмные чемоданы с нарядами, а служащие аэропорта во всём готовы помочь и от души желают "Счастливой птице" счастливого полёта.
Галина ТРОИЦКАЯ.