Жизнь будто яркая звезда

В жизни встречаются люди, вспыхивающие яркой звездой, озаряющие всё вокруг и, к сожалению, также быстро гаснущие, отдав окружающим свет своей души. Одним из таких людей был директор Самаркандского Государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Рахматулло Халимович Халиков. Он прожил всего 38 лет, был директором музея в 1981-1985 годы, но за это время успел сделать много для развития музейного дела и культуры Самарканда.

Рахматулло Халимович Халиков родился 25 октября 1946 года в селе Богишамал Хатырчинского района Самаркандской области, в семье заслуженного хлопкороба Узбекистана Холика Халимова.

После окончания школы  № 18 в 1963 году поступил в Самаркандский государственный университет на факультет узбекской и таджикской филологии. В сентябре 1969 года Рахматулло Халиков поступил в аспирантуру научно-исследовательского института рукописи имени А. Навои в Ташкенте, которую окончил в 1973 году, защитив кандидатскую диссертацию на тему "Жизнь и творчество Мирзо Хуканди" и получив ученую степень кандидата филологических наук. Готовясь к защите диссертации, он одновременно работал научным сотрудником этого института и собирал рукописи узбекских поэтов и писателей, которые потом были представлены в экспозиции музея истории литературы Узбекистана имени А. Навои. Эти рукописи сегодня являются основным фондом главного литературного музея страны и пользуются большим спросом у молодёжи, которая интересуется историей узбекской литературы.

С 1974 по 1980 годы Рахматулло Халимович заведовал отделом института рукописей Академии наук Узбекистана, показав себя высоким профессоналом и перспективным ученым. Его организаторские способности, научный потенциал и трудоспособность были замечены, и в 1980 году Р. Халикова пригласили на работу в открывшийся в Самарканде филиал Ташкентского политехнического института на должность заведующего кафедрой общественных наук и секретаря парткома института, где он работал  до марта 1981 года.

В марте 1981 года Рахматилло Халикова назначали директором Государственного музея истории культуры и искусства Узбекистана. В это время музей готовился к освоению экспозиционной площади в 10 тысяч квадратных метров в новом здании  на площади Регистан. За короткий период Р. Халиков  и коллектив музея успешно справились с поставленной задачей, создав новую экспозицию по истории культуры и искусства страны с древнейших времен до начала ХХ века, организовав выставки народно-прикладного искусства.

Затем Р. Халиков начал разработку новой стратегической программы по развитию музейного дела в Самарканде, а в числе приоритета поставил создание в Самарканде Государственного историко-архитектурного музея-заповедника. К этому времени в состав Государственного музея истории культуры и искусства Узбекистана входили Самаркандский областной краеведческий музей, музей истории города на Афрасиабе, мемориальный музей Мирзо Улугбека, музей атеизма в комплексе Шахи-зинда, мемориальный дом-музей Садриддина Айни, Каттакурганский городской историко-краеведческий музей, музей истории Иштыханского района, мемориальный музей Хамида Алимджана в Джизакской области. Кроме того, музей курировал и оказывал научно-практическую помощь народным, общественным, колхозно-совхозным, школьным музеям области, которых было более 100.

Для организации Государственного историко-архитектурного музея-заповедника рабочей группе во главе с Р. Халиковым пришлось много поездить по историческим городам России, Украины, Белоруссии и других республик СССР. После долгого изучения рабочая группа приняла за образец Владимиро-Суздальский Государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. В 1982 году было принято Постановление правительства республики "О создании Самаркандского Государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника". Это был фактически первый искорико-архитектурный музей-заповедник  в Средней Азии.

После организации гос. музея-заповедника в его ведение перешло около 3 000 археологических, архитектурных, монументальных памятников культуры и музеи на территории Самаркандской области. Перед коллективом стояли задачи по изучению, учету, охране, реставрации, благоустройству, использованию, музеификации, пропаганде этих объектов. За короткий срок под руководством Р. Халикова добились многих результатов, и об опыте Самаркандского музея-заповедника заговорили по всему Советскому Союзу и за его пределами.

Рахматилло Халиков как генеральный директор музея-заповедника внес свою лепту в реставрацию таких архитектурных памятников, как ансамбль Регистан, комплекс Шахи-зинда, мечеть Биби-ханим, мавзолей Амира Темура, медресе Нодир Девон-беги, квартальных мечетей города Самарканда и других. По его инициативе в музее был создан новый отдел по изучению восточных рукописей. Сегодня этот фонд насчитывает более 5 тысяч единиц хранения. Он также активно участвовал в приобретении и пополнении археологических, нумизматических, этнографических, художественных, фото-документальных, природоведческих музейных предметов.

В Самарканд приезжали по обмену опытом. Так, изучая опыт работы Самаркандского музея-заповедника, в 1985 году был организован Бухарский Государственный историко-архитектурный музей-заповедник.

У Рахматилло Халикова были большие планы по открытию при музее-заповеднике издательства, художественно-оформительского, научно-реставрационного, экскурсионно-туристического, таксодермического, строительно-реставрационного, архитектурно-проектного, художественно-сувенирного отделов, курсов по подготовке гидов-экскурсоводов, реставраторов, по изучению восточных рукописей и другие. Но, к сожелению, коварная болезнь не дала ему осуществить свои планы, и 21 октября 1985 года его не стало.

Хотя прошло более 35 лет, как его нет с нами, но память о его делах осталась в сердце его друзей, коллег. Жизнь и работа Р. Халикова сегодня могут служить примером для молодёжи.

Рахим КАЮМОВ,

заведующий научно-практического музея-

лаборатории СамГУ.