Android qurilmalar uchun Zarnews.uz mobil ilovasi. Yuklab olish x

Живопись Афрасиаба: возвращение из небытия

Изображения на стенах парадного павильона во дворце караханидских правителей (конец XII - начало XIII веков) сохранилось не полностью, но тем не менее и эти фрагменты дают исследователям представление о сюжете росписей.

По верху стены проходили фриз с бегущими животными и красочные медальоны с птицами. На северной стене  был изображен сам правитель, сидящий на троне, на спинке которого выделяется небольшая фигура кошки. В руке правителя - стрела, как символ власти. Его одежда богато украшена изображениями мифологических существ - гарпий. У них голова человека, а тело птицы. Согласно канонам живописи того времени, лицо правителя луноликое, с массивным подбородком. Вокруг трона изображены сановники. За троном, возможно, стоит телохранитель. От его изображения сохранилась только шапка и часть меча. Другой персонаж - человек зрелого возраста. Возможно, что это изображение секретаря-котиба. У него усы и густая борода. Справа от правителя один персонаж передает другому плод граната. Сцена была собрана реставраторами из восемнадцати кусочков, которые были разбросаны по всему павильону.

На южной стене художник нарисовал фриз с растительным орнаментом и большими буквами надпись на фоне цветочного поля с птицами. Надписи выполнены стилем монументального насха. К сожалению, это лишь обрывки букв, написанных арабской графикой. Археолог Ю. Карев, который ведет раскопки этого дворца, прочитал на двух разных фрагментах одну и ту же фразу по-персидски -"кам-и дил", что значит "желание" или "истома сердца".

Таким образом, благодаря тщательной фиксации фрагментов живописи, исследователи и реставраторы получили прекрасную возможность провести реконструкцию расписного дворцового павильона караханидского правителя и восполнить пробел в изобразительном искусстве исламского времени.

Отдельно хочется остановиться на историческом контексте, с которым, возможно, связано появление сюжетной живописи во дворце мусульманского правителя. Автору раскопа Ю. Кареву еще трудно ответить, какой именно караханидский правитель второй половины XII - начала XIII века был заказчиком живописи. Он тщательно изучил фрагменты, на которых сохранились остатки надписей. На одной из них сохранилось имя (Ма)су,д, что, возможно, указывает на имя Масу,да ибн Хасана - правителя Самарканда в 60-х годах XII в. Но нельзя исключить и того факта, что живопись могла быть связана с именем последнего правителя династии Караханидов - Османа ибн Ибрагима, который правил Самаркандом в период с 1202 по 1212 гг.

Как отмечают письменные источники, Осман считался мастером искусства каллиграфии и писал стихи. Как в стихах поэтов того времени, так и в его собственных особое место занимает образ идеальной красоты. В контексте этой утонченной культуры и создавалась роспись дворца. Именно этому соответствует изображение лиц в живописи павильона, наиболее наглядным из которых является лицо самого правителя, сидящего на троне. Разные средневековые письменные источники свидетельствуют об исключительной красоте молодого хана Османа.

Известно, что Осман был казнен в возрасте 25-26 лет. Мы специально обращаем внимание на сведения о его казни. Изображение головы правителя на живописи в павильоне было сознательно изуродовано. На шее сохранились две длинные линии порезов. Его как бы символически обезглавили. Глаза также зачеркнули. После этого живопись покрыли слоем ганчевой штукатурки и нанесли другой рисунок с растительным орнаментом. Очевидно, что это связано с событиями 1212 года, когда восставший Самарканд был захвачен хорезмшахом Мухаммадом ибн Текешем. Осман был казнен не только за непосредственное участие в восстании, но и за оскорбление достоинства правителя Хорезма, выразившееся в пренебрежительном отношении к дочери хорезмшаха Хан-Султан, которая была одной из жен молодого хана. Как писал средневековый ученый Джувейни: "Хорезмшах хотел пощадить Османа, но его дочь не согласилась простить своего мужа и Осман в следующую ночь был казнен".

Так в переплетении письменных источников и археологических материалов, как мозаика из фрагментов, воссоздается достоверная средневековая история нашего древнего города.

Огромный вклад в этот научный процесс вносят люди, избравшие своей профессией реставрацию древних артефактов. Ведь прежде, чем росписи выставляются в экспозиционных залах музеев, им предстоит пройти сложный и длительный процесс реставрации в стационарной лаборатории. Такая единственная в Узбекистане лаборатория научной реставрации археологических материалов находится в Институте археологических исследований АН РУз в Самарканде. Здесь проходят обработку росписи, обнаруженные на многих археологических памятниках нашей республики. За 50 лет существования лаборатории здесь были отреставрированы сотни фрагментов росписей, относящихся к эпохе античности, раннего и развитого средневековья. Обработка живописи проводится по методикам, апробированным в полевых и лабораторных условиях. Замечательные образцы, шедевры древнего изобразительного искусства возвращают в современный мир реставраторы - люди редкой профессии, отдавшие десятки лет своей жизни сохранению неповторимого культурного наследия нашего народа. Это - Г. Ахадова, Г. Пулатова, Ж. Сукасян и автор этих строк. Накопленный ими огромный опыт перенимают молодые специалисты М. Султанова и Г. Умарова.

В настоящее время большая часть фрагментов живописи из караханидского дворца уже отреставрирована сотрудниками лаборатории реставрации Института археологических исследований АН РУз. Наиболее интересные образцы выставлены на втором этаже музея основания г. Самарканда на Афрасиабе. Сотни тысяч туристов, посетивших музей, открыли для себя удивительный мир изобразительного искусства не только согдийского, но и исламского времени.

Марина РЕУТОВА,

зав. лабораторией института археологических исследований АН РУз.