История зарождения школы живописи Самарканда
Приехав с семьей в Самарканд в 1931 году, Павел Петрович Беньков сразу же включается в художественную жизнь города, и помимо творческой деятельности, начинает преподавать в ИЗО-техникуме. Вокруг него вскоре сплотились художественные силы города и молодежь. С именем П. Бенькова оказываются связанными те перемены, которые произошли в национальной Школе живописи, давшие вскоре свои плоды. Благодаря его влиянию в Самарканде начался уверенный подъем и развитие творческой деятельности среди местной молодежи.
Однако поначалу подход к живописи художника-педагога из Казани понравился не всем. В 1931 году в Самарканд приезжают представители от Государственной Академии искусствознания, чтобы ознакомиться с культурно-художественной жизнью на месте. В статье, напечатанной ими во всесоюзном журнале «За пролетарское искусство», творческие работы самаркандских художников-станковиков подверглись критике. В ней сообщалось, что изоискусство в городе не отвечает на актуальные вопросы современности и отстает от общих темпов ИЗО в стране. По их мнению, тематика отображения памятников старины в творчестве должна уйти в прошлое, уступив место на полотнах картин новой жизни. Все то, за чем гонялись и для чего ездили прежде на Восток буржуазные художники, объявлялось пережитком прошлого, и этим не должны были увлекаться молодые советские художники.
Кстати, работы художника Павла Бенькова, как не «отвечающие» веяниям времени, также подверглись критике. Они сообщали, что ему в картинах присуще пассивное изображение с преобладанием ретроспективного отношения к действительности, а в его практике «главное место занимают старые городские пейзажи Средней Азии, базары, этнографические типы и портреты. Создав музейно-ценную серию этнографических картин, выполненных с большим мастерством, художник не пошел дальше эмпирического наблюдения фактов, относящихся к исчезающим формам быта феодального Узбекистана».
В то же время они отмечали: «Большой процент учащихся местных жителей и общее направление работы Самаркандского ИЗО-техникума показывают, что он стоит на верном пути. И многие из студентов правильно подходят к художественному отображению действительности».
Повлияла ли эта критическая статья или нет на дальнейший выбор тем художника, но, начиная с этого времени, Павел Беньков от своих прежних работ, посвященных восточным улочкам и дворикам, перешел на написание больших тематических полотен, отображающих преобразования в Узбекской ССР.
Первая Республиканская выставка произведений живописи Узбекистана, на которой представили свои работы 22 художника, состоялась в Самарканде в августе 1932 года. Это было особенное событие в истории живописи страны. Общий состав участников выставки был разнородным. В него входили как зрелые, так и молодые художники: Буре, Яушев, Сосин, Миносян, Вучетич, Ахмаров, Соколова, Александрова, Балабанов, Семикин, Августов, Аракчеев, Вишневский, Розанов, Теплов, Ковалевская, Кусков, Савинов, Каравай, Ковач, Каминский. И на ней же впервые выставил свои картины П. Беньков. После Самарканда эта выставка живописи экспонировалась в Ташкенте.
В декабре 1933 года в Ташкенте прошла II Республиканская художественная выставка искусств Уз ССР, а через год, в сентябре 1934-го, в Москве состоялась крупная выставка художников Узбекистана. И хотя наиболее полноценно Узбекистан был представлен в полотнах Бенькова и немногих других, выставленные работы поразили всех своей красочностью и мастерством. Воспитанники Павла Петровича показали свои способности и умение в таком новом для них виде живописи, как жанровая картина. Начиная с этого времени, главным объектом внимания художников становятся не памятники прошлого, а труженики и новые достижения в области колхозного и промышленного строительства Узбекистана.
Сразу же после выставки в Москве одним из первых искусствоведов, занимавшихся изучением искусства Средней Азии, и в частности советского Узбекистана, Владимиром Чепелевым написан ряд статей и рецензий. Сначала они вышли в журнале печатного органа Союзов Советских художников и скульпторов за 1934 год «Искусство», а затем в книге «Искусство Советского Узбекистана», опубликованной в Ленинграде в 1935 году. Они были посвящены изучению творческих сил молодой Узбекской республики. В них Чепелевым делается попытка осмысления творческого пути самых ярких художников – первых представителей Школы живописи Узбекистана. Он выбирает из них тех, кто отличался своей индивидуальностью и талантом: У. Тансыкбаева, Н. Карахана, А. Волкова, М. Курзина, А. Подковырова, Хамдами и Усто-Мумина (Николаев А.). Отдельный раздел он посвящает Бенькову, в котором пробует анализировать его живописные работы. Естественно, искусствовед В. Чепелев смотрит на творчество Павла Петровича с точки зрения советского человека, но при этом отмечает самое главное в нем.
Чепелев называет Бенькова мастером со сложившимся и значительным багажом живописной культуры. О значении его личности, как учителя и наставника, Чепелев пишет, что благодаря влиянию творчества педагогов П. Бенькова, З. Ковалевской и Л. Бурэ, в живописи узбекской молодежи Самаркандского ИЗО-техникума был значительно ускорен переход к реалистическому методу письма.
Активно проработав в Самарканде около семи первых лет, Беньков успел создать целый ряд больших холстов на темы старого и нового Узбекистана, а также портреты. В. Чепелев пишет: «Работающий в Самарканде П. Беньков не имеет напряженно-сложного творческого пути. П. П. Беньков, может быть, чересчур безразлично относящийся ко всяким поискам, несколько особняком стоит среди мастеров Узбекистана. Это спокойный и добротный художник из плеяды крупнейших мастеров старшего поколения». Он очень точно характеризует его, как «художника полнозвучного и радостного по колориту реализма».
В завершение искусствовед Чепелев В.Н. констатирует, что по итогам выставки, с точки зрения развития национального искусства, живопись Узбекистана пришла к своему десятилетию со значительными творческими итогами, и большое счастье выпало на долю художников Узбекистана – быть певцами нового величественного строительства.
Во второй половине 1930-х сложный процесс долгих поисков общего творческого направления в живописи Узбекистана был завершен. Здесь школа живописи Бенькова оказалась востребованной и получила свое дальнейшее развитие. Принимая участие в выставках республиканского и всесоюзного значения, ставшие регулярными, картины самаркандских художников демонстрировали на них свои достижения.
В основе Самаркандской школы, с момента ее основания, лежал реалистический метод работы с натуры, в том числе и в работе над дипломными картинами. Именно этот метод принес ей большой успех. В 1930-е годы на всесоюзных смотрах художественных училищ в Москве Самаркандский ИЗО-техникум дважды занимал первое место, после чего авторитет Бенькова, Бурэ и Ковалевской, как художников и педагогов, поднялся очень высоко. Отмечу, что Павел Петрович за свои годы работы в ИЗО-техникуме подготовил порядка ста учеников.
Реалистическое направление в искусстве в те годы было признано самым актуальным и соответствующим требованиям времени, а такие течения, как супрематизм и формализм, признанные буржуазными и чуждыми, оказались вытесненными. Наступало время собирания воедино все творческие силы, чтобы покончить с различными разрозненными творческими организациями и группами. В 1938 году в Ташкенте был образован Орг. Комитет Союза Художников Узбекистана, который объединил всех профессиональных художников страны в один творческий коллектив, после чего искусство живописи республики перешло в дальнейшую фазу своего развития…
Александр ГАЛАК.
«Самаркандский вестник» № 19 от 6.03.2024 г.