Бертиль Лионне: «Керамика - мой язык. Я через неё слышу время»

Французская археолог Бертиль Лионне - одна из немногих, кто не просто изучает древности Центральной Азии, Афганистана, Сирии и Азербайджана, но буквально раскапывает забытые страницы тысячелетий. Ее имя связано с важнейшими археологическими находками в Согде и Бактрии. Во время одного из визитов в Самарканд мы встретились с доктором наук, директором по исследованиям во Французском национальном центре научных исследований, чтобы поговорить о находках, сделанных во время раскопок в Коктепа и на Афрасиабе, загадочных культурах, оставивших свой след в этих землях, и о дорогах, что соединяли континенты задолго до появления Великого шелкового пути.
- Городище Коктепа известно еще с 1970-х годов. В разные годы там велись археологические изыскания. В частности, в 1984 году на этом городище работали И. Д. Иваницкий и О. Н. Иневаткина. Почему Коктепа стал важным археологическим объектом сегодня?
- Да, Коктепа - очень важный памятник истории, культуры. Он предшествовал Афрасиабу, располагался в Пайарыкском районе, в Челеке. Это было первое крупное поселение в долине Зеравшана, существовавшее в XIII-V веках до нашей эры. Тогда еще не было города в полном смысле - скорее, большое село, где люди жили в землянках.
- То есть Афрасиаб появился позже?
- Да. Судя по сделанным находкам. Я считаю, что, возможно, именно на Коктепа был первый оборонительный центр, построенный Киром II, до Самарканда, а возможно, и во времена Дария I. Трудно сказать, почему позже центр переместился. Может, потому что Согдиана в те века зависела от сатрапа Бактрии и было безопаснее строить его на левом берегу Зеравшана? Дальнейшие исследования прольют свет на эту загадку.
- Какие находки Вы обнаружили во время раскопок, работая вместе с узбекскими коллегами?
- Прежде всего, это фрагменты древних архитектурных сооружений и большое количество керамики. Я специализируюсь именно на керамическом материале и предпочитаю собирать полные комплекты - как в любом доме: тарелки, миски, чайники, хумы. Затем распределяю их по форме, составу, технологии изготовления и хронологии. Когда удается найти абсолютно идентичные образцы на других памятниках, это позволяет точнее датировать находки. А если в том же слое обнаруживается и монета - это настоящая удача. Увы, на Афрасиабе керамика и монеты почти не встречаются вместе, поэтому мы прибегаем к сравнительному анализу.
- Как это происходит?
- Я, например, работала в Ай-Хануме - эллинистическом городе на севере Афганистана. С тех пор могу без труда распознавать эллинистическую керамику - типичные миски, блюдца, которые встречаются повсеместно: от Афин до Индии. После похода Александра Македонского в этот регион появляется индивидуализированная посуда - небольшие миски, тарелки, которые условно называют «рыбными блюдами». До этого, скорее всего, ели коллективно - из общих сосудов, руками. А затем все меняется. Это говорит о глубинном сдвиге в модели повседневного поведения.
- Получается, индивидуализм пришел с Запада?
- Можно сказать и так. Видимо, когда сюда пришли греки - скорее всего, солдаты - то они постарались обустроить быт так, как привыкли у себя на родине. Например, здесь мы нашли типичное эллинистическое блюдо с выемкой в центре - для соуса. Или амфору для вина или оливкового масла - очень узкую, без ручек, возможно, привезенную из Персеполя или Ливана. Такие формы ранее здесь не встречались. Хотя, в целом, найденная посуда - простая, не дворцовая. Возможно, в верхних слоях дворцового комплекса сохранились более изысканные изделия, но мы пока их не нашли.
- Насколько сложно датировать такую керамику?
- Сложно. Но помогает стратиграфия - послойная методика. Чем глубже слой, тем он древнее. Плюс - цвет, состав глины, технология: использовался ли гончарный круг или лепка. Первоначально вся керамика здесь лепная. Круг пришел позже, с ахеменидами, и не напрямую из Ирана, а через Бактрию. В Согдиане он появился впервые именно тогда. Это важно, потому что по технике можно судить и о культуре.
- О чем может рассказать историкам гончарный круг?
- Как я сказала, круг в эти края пришел в ахеменидский период (VI–IV вв. до н. э.). До этого все было лепное, мы даже можем обнаружить на многовековых артефактах отпечатки пальцев древних ремесленников. Круг требует силы и определенной оседлости, а первые здешний жители - племена доcакского времени и саки - были полукочевниками. Им не нужна была обширная утварь, как земледельцам.
- По каким признакам Вы различаете посуду простых людей и знати?
- Это довольно очевидно. У знати посуда изысканная - с ангобом или глазурью, более тонкая, с разнообразными и сложными формами. Но мы пока, в основном, работаем с материалом из полукочевых и так называемых «солдатских» слоев. Особенно на Коктепа, где керамика грубая, местного производства, из глины с множеством примесей. Импортная посуда встречается крайне редко. В музее истории Самарканда - «Афросиаб» - хранится, например, один узкий и вытянутый сосуд без ручек с заостренным дном - уникальный импортный экземпляр.
- Когда в регион пришла поливная керамика?
- Это уже исламский период. Причем она не появилась сразу с арабами, а распространилась лишь в VII - начале IX века. Эта традиция пришла через Иран и Ирак. Я как раз сейчас работаю над вторым томом своей книги, который посвящен именно этому периоду.
- Вы упомянули о широкой исторической панораме, прослеживаемой через археологические находки. Расскажите подробнее.
- Это действительно захватывающе. Когда видишь весь путь - от неолита до исламской эпохи - начинаешь понимать, насколько тесны были связи между разными регионами. Торговые маршруты, которые позже назовут Шелковым путем, существовали задолго до нашей эры - еще в бронзовом веке, около 2000 года до н. э. Эти пути связывали Среднюю Азию с Индией, Месопотамией, Аравийским полуостровом и даже Критом. Это видно не столько по керамике, сколько по другим находкам - по предметам, обнаруженным в разных точках региона. Они показывают, что люди уже тогда знали: где-то далеко можно найти то, чего нет у них. Месопотамские источники, например, упоминают олово - и мы знаем, что в Карнабе (Пахтачийский район) его действительно добывали. А лазурит поступал из Бадахшана - это тоже часть архаического трансрегионального обмена.
- Какая находка показалась Вам особенно захватывающей?
- Все! Но особенно я люблю энеолит - Саразм, связи с Геоксюром, Ираном, Белуджистаном. Меня увлекает и бронзовый век, и эллинистический период. Сейчас - исламская эпоха. Все интересно. Я изучаю не только сами артефакты, но и тех, кто их создавал. Возможно, лепной керамикой занимались женщины - как, например, в Таджикистане до сих пор. А вот гончарный круг, скорее всего, использовали мужчины - для этого требовалась немалая физическая сила.
- А строительные материалы - кирпич, например - Вы тоже изучаете?
- Обязательно. Когда я хочу точнее датировать керамический комплекс, обязательно смотрю на размеры кирпича - это надежный маркер эпохи. Есть образцы времен Кира, Ахеменидов, греков, исламского периода… Мы делаем все возможное, чтобы датировка была максимально точной. Даже лампы XII века можно различить. Или сосуды с орнаментами VIII века - по цвету, форме – они о многом рассказывают.
- Насколько часто Вы находите оссуарии, остатки канализации, детские игрушки?
- Оссуарии - да, и если они в хорошем состоянии, мы передаем их в музей. Канализационные трубы - это уже исламский период. А вот игрушки попадаются редко: фигурки всадников, миниатюрные кувшинчики для детей, свистульки… Но сейчас большинство таких находок еще нуждаются в систематизации и научной обработке.
- Какие у Вас впечатления от Самарканда?
- Самарканд - это моя семья. Я приезжаю сюда каждые два года. Раньше все было в руках старшего поколения. Сейчас вижу много молодых, увлеченных, любящих свое дело. Это чудо. Я счастлива быть здесь.
- Помните свой первый визит в Самарканд?
- Да, как будто это было вчера. Меня сопровождал Рустам Сулейманов - он был моим своеобразным «боди-гардом», все показывал, помогал ориентироваться. Очень хорошо помню встречу с Г. В. Шишкиной, а также с Ольгой Иневаткиной, которая тогда как раз вела раскопки на цитадели Афрасиаба.
- Над чем Вы работаете сейчас?
- Первый том моей книги, посвященный керамике с XIII века до н. э. до конца VI века н. э., выйдет в ближайшее время. Второй том, над которым работаю, охватывает период с VII по XIII век. Пишу на французском, но готовлю резюме на английском и русском, чтобы сделать содержание доступным для широкой аудитории. Работаю очень тщательно - для меня важно даже происхождение каждого отдельного черепка.
- Что бы Вы хотели пожелать читателям?
- Чтобы они ценили историю. Чтобы знали: каждый черепок, каждый кирпич - это голос прошлого. Средняя Азия - уникальный, невероятно богатый регион. А узбеки - удивительные люди: радушные, теплые. Помню, как в Афганистане, даже несмотря на бедность, нас всегда приглашали в дом. Здесь - то же самое. Это бесценно.
Анастасия ПАВЛЕНКО.
Фото автора.