Из истории Самаркандской школы реставрации

Не сразу были выработаны и отшлифованы все тонкости методов консервации и реставрации археологических артефактов. Опыт приходил постепенно - через долгие годы полевых наблюдений, экспериментов и кропотливого труда.

Первые серьезные шаги в этом направлении были сделаны в ходе экспедиций начала 1970-х годов, когда на Фаязтепе снимались росписи со стен храмового двора и святилища комплекса, а на Балалыктепе - со стен зала древней загородной усадьбы. Подобные работы проводились и на других памятниках республики.

Вторая жизнь настенной живописи

Широкую известность в научном мире получили живописи из античных буддийских комплексов Каратепа и Фаязтепа (Сурхандарьинская область, городище Старый Термез), Зартепа (Сурхандарьинская область), Еркургана (Кашкадарьинская область), а также из памятников средневековья - Балалыктепы, Тавки, Джартепы, Афрасиаба (Самаркандская область) и Варахши (Бухарская область). Особый интерес вызывают и росписи исламского времени из Старого Термеза и Афрасиаба, в которых чувствуется дыхание эпох и художественное своеобразие мастеров разных столетий.

Трудами реставраторов Самаркандского института археологии - М. Реутовой, Г. Ахадовой, Г. Пулатовой, Ж. Сукасян, А. Ачиловой, С. Ашуровой, Ш. Раджабовой, М. Султановой, Г. Умаровой и других - десятки квадратных метров настенной живописи были расчищены, закреплены, извлечены из раскопов, отреставрированы и введены в научный оборот. Благодаря их усилиям произведения обрели «вторую жизнь» и заняли достойное место в экспозициях музеев нашей республики.

Накопленный опыт помог специалистам при консервации и реставрации уникальных сюжетных росписей исламского времени из Афрасиаба, обнаруженных узбекско-французской экспедицией при раскопках дворца последнего караханидского правителя (XII в.). Из завалов было поднято более 800 фрагментов полихромной живописи - хрупкой, разбитой, деформированной. С применением новейших методов фиксации фрагментов удалось реконструировать композиции стен дворцового павильона, разрушенного в конце XII - начале XIII веков. После расчистки поверхности от слоя ганча и реставрации было собрано и подготовлено к экспозиции 14 сюжетных композиций, часть из которых сегодня демонстрируется в музее основания города Самарканда на Афрасиабе.

Редкие находки

В 1978 году сотрудники отдела провели сложнейшую реставрацию уникального памятника средневековья - деревянного гроба Амира Темура, переданного Государственным музеем-заповедником Самарканда. Творческий подход, глубокое знание материала и большой опыт мастеров позволили провести тончайшие работы и сохранить этот бесценный артефакт эпохи темуридов для будущих поколений.

Особого упоминания заслуживают работы 1988 года на могильнике Мунчактепа (Папский район, Наманганская область). Здесь был обнаружен вырытый в холме склеп с захоронением 47 человек в камышовых гробах (VI–VIII вв.) и богатым погребальным инвентарем. В полевой консервации участвовали автор этих строк, Ж. Сукасян, Ш. Отабаев, Ш. Ильхамов и Р. Ганеева. Было найдено около сотни предметов из органических материалов - гробы из камыша, деревянная посуда, гребни, плетеные корзины, бусы из косточек, посуда из тыквы, бурдюк из кожи, одежда из шелка и хлопка, а также предметы быта и вооружения из керамики, бронзы, железа и стекла. В результате кропотливой реставрации были сохранены тысячи уникальных артефактов, многие из которых не имеют аналогов в мировой практике.

К числу особо редких находок, с которыми работали специалисты лаборатории, относятся предметы изобразительного искусства из резного обугленного дерева. В 2017 году совместная узбекско-японская экспедиция на памятнике Кафыркала (Самаркандская область) обнаружила элементы внутреннего убранства - резные деревянные панно и арку тронного зала (V–VI вв.), изображающие богиню Нану и мужчин с дарами и музыкальными инструментами. Подобные композиции столь высокой сохранности - исключительная редкость для Центральной Азии и открытие мирового значения.

Реставрация обугленного дерева - процесс чрезвычайно сложный и требующий филигранного мастерства. Совместно с французским специалистом Дельфин Эли-Лефевр был применен метод очистки поверхности с использованием ацетонового раствора химического компонента Klugel G. В результате четырехлетней работы (М. Реутова, Г. Ахадова, Г. Пулатова, М. Султанова, Г. Умарова) были восстановлены арка, панно, отдельные фрагменты резьбы и небольшой сосуд. Эти предметы открыли новую страницу в понимании духовного мира древних жителей Средней Азии и искусства их мастеров. Детальные прорисовки артефактов выполнила М. Султанова. Отреставрированные экспонаты с успехом демонстрировались в Лувре (Франция, 2022–2023 гг.) и Британском музее (Великобритания, 2024 г.).

Петроглифы

С 2003 года в отделе химико-технологического исследования и консервации исторических памятников развивается новое направление - консервация, мониторинг и документация наскальных рисунков. Работы, проведенные мной и Б. Болиевым в Сармишсае (Навоийская область), где сохранилось более 4000 петроглифов, стали образцом бережного подхода к памятникам первобытного искусства.

Исследования показали, что петроглифы подвержены разрушительному воздействию природных и антропогенных факторов, и их повреждения зачастую необратимы. Сохранить эти реликвии - главная цель реставраторов. Их работа включает не только поддержание физического состояния изображений, но и глубокое изучение факторов, влияющих на их разрушение.

Предварительно прошла стажировка на памятниках Тамгалы (Казахстан) и Гобустан (Азербайджан). В 2004 году в Сармишсае состоялась международная конференция «Новые подходы к изучению, сохранению и устойчивому управлению природным и культурным наследием Сармишсая». Здесь были проведены масштабные работы по восстановлению естественного облика ущелья: очищено более 70 плоскостей от современных надписей, сооружены каменные навесы и защитные стенки, проложены тропы и оборудованы смотровые площадки. Эти усилия способствовали включению Сармишсая в Предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО. По итогам исследований были изданы материалы с анализом природных и антропогенных воздействий, методов консервации и документирования.

К дню сегодняшнему

Сегодня в лаборатории ведутся не только реставрационные, но и исследовательские работы - изучается материально-техническая основа археологических артефактов, без чего невозможна их полноценная интерпретация. Совместно с коллегами из Всероссийского научно-исследовательского института реставрации (Россия), музея Орсе (Франция, Париж), лаборатории инфракрасной и рамановской спектроскопии (Франция, Лилль), а также Национального исследовательского института культурных ценностей (Япония, Нара) проведены анализы минеральных пигментов и связующих настенных росписей из Афрасиаба, Зартепа, Фаязтепа и скульптур из Каратепа (Реутова, 2013; Tamura T., Ryu S., Reutova M., 2021). Эти данные позволили восстановить технику древних мастеров различных художественных школ и проследить преемственность традиций.

Сотрудники отдела активно участвуют в международных экспедициях - узбекско-французской (Афрасиаб, Коктепа, Киндикли, Чингизтепа), узбекско-итальянской (Кафыркала), узбекско-японской (Каратепа, Кафыркала, Кургантепа), узбекско-норвежской (Сармишсай), узбекско-немецкой (Карнаб). Поддерживаются постоянные рабочие связи с реставраторами из Франции (G. Fray, Delphine Elie-Lefebvre) и Японии (Etsuko Kageyama).

Марина РЕУТОВА,

кандидат химических наук.

На снимках: настенная живопись Афросиаба, Фаязтепе и Варахши.