История храма Покрова Божией Матери

История самаркандских православных храмов неразрывно связана с историей города и помогает яснее понять дух времени. С первых же дней основания европейской части Самарканда начались последовательные работы по её планированию.

В 1875 году уже был разработан и утверждён Генеральный план строительства города Самарканда. По этому плану возле Абрамовского бульвара были сосредоточены главные административные и военные постройки, а с северной стороны, в основном, строились кварталы жилых и доходных домов.

Как известно, в 1901 году в России была начата реформа средней школы, призванная коренным образом изменить прежнюю систему классического образования, разработанную ещё в 1871 году. К 19 июня 1901 года комиссия по реформе средней школы закончила свою работу и преподнесла новый проект императору Николаю II. На представленном докладе министра народного просвещения, рукою государя было начертано: «Надеюсь, что также будет обращено серьёзное внимание и на усиление религиозно-нравственного воспитания нашего юношества».

В марте 1904 года обер-прокурор Св. Синода был с докладом у Николая II и передал ему ходатайство туркестанского генерал-губернатора, который просил об оказании помощи для постройки церкви-школы в Самарканде.

Уже 21 сентября 1905 года «Туркестанские Ведомости» написали, ссылаясь на газету «Самарканд»: «На днях заканчивается отделкою школа-церковь, сооруженная на городские средства. Нельзя не порадоваться этому. Теперь обыватели могут молиться в стенах храма, а не вне его, как это случалось до сего времени вследствие малой поместительности военной Георгиевской церкви».

На пожертвования верующих

Привезенный из Москвы новенький двухярусный иконостас предназначался для храма святого Виктора, но ввиду перемены его названия – икона святого Виктора со временем была вынута из иконостаса и вставлена с внутренней, алтарной стороны, где она находится и поныне. Вместо нее со временем была написана на холсте икона Покрова Пресвятой Богородицы. Немного позже, в 1906 году, были отлиты пять колоколов. Самый большой колокол весил 62 пуда (1 пуд - 16 кг), другой – 23, третий – 3,3 фунта (единственный сохранившийся до наших дней), четвертый один пуд, а пятый 21 фунт.

В первоначальном виде территория Покровской церкви была в несколько раз больше нынешней и имела другие очертания. Помимо здания самого храма, рядом были выстроены помещения: дом для преподавателей из трех комнат и кухни, большая сторожка и домик для уборщицы, и ещё кладовые помещения для дров и конюшня. С восточной стороны от территории Покровского собора находилась небольшая по размерам – площадь и базар.

В Покровском соборе до сих пор сохранилось предание, что основными жертвователями на постройку этого храма были бездетные супруги – дворяне Александр и Екатерина. Не имея возможности иметь своих детей, они решили таким образом проявить заботу о детях, которые будут учиться в этой церковной школе. 

 Утром, 8 октября 1907 года, в Самарканде произошло довольно сильное землетрясение, во время которого в городе пострадало очень много зданий и старинных памятников архитектуры. В старой части Самарканда рухнул минарет мечети Биби-ханым, а купол усыпальницы Гур-Эмир дал глубокие трещины. Здание Покровского собора тогда устояло, но с колокольни свалился железный крест, сломавшись у своего основания. Причём шар, на котором был укреплён крест, остался стоять на своём месте. Между колокольней и основным корпусом храма образовалась трещина. Был создан Строительный комитет и подобраны строители. Областным архитектором Ив. П. Лебедевым были выполнен проект и составлена смета по восстановлению храма.

После революции 1917-го …

После революции 1917 года в стране стали происходить радикальные перемены. Одним из первых декретов новой власти был декрет 1918 года об отделении церкви от государства и школы. А в 1922 году упразднены все церковно-приходские школы, в том числе и самаркандская, при Покровском храме. С тех пор она стала называться просто церковью или собором.

В 1920 годы начинаются гонения на верующих, одна за другой в Узбекистане, и в частности в Самарканде, закрываются церкви. Когда в итоге все храмы города были обезглавлены и закрыты, Покровский собор единственный уцелел, но у него были отняты две трети его территории вместе с принадлежащими ему зданиями и отданы под жилые постройки. Людей, нуждающихся в жилье, расселили на территории собора, которая превратилась в большой общий двор. 

После этого массово, под разными предлогами в епархии закрываются храмы, священнослужители становятся безработными и бесправными. В итоге, к 1930 году на всей территории Узбекистана остаётся действующим только один храм в Самарканде, названный в честь праздника «Покрова Божией Матери».

В марте 1930 года была попытка закрыть и Покровский собор. В газете «Узбекистанская правда» была напечатана заметка под названием; «Домохозяйки просят закрыть Покровскую церковь». В этой заметке было написано, что 200 домохозяек ЖАКТ № 2 на собрании, посвященном празднику 8 Марта, решили просить правление об открытии курсов ликвидации неграмотности, а также кройки и шитья. Домохозяйки просили содействовать им в открытии детских яслей, сада и летней детской площадки. Ссылаясь на острый кризис и дефицит жилья в городе, женщины просили правительство о закрытии Покровской церкви для этих целей. В конце заметки домохозяйки заявляли: «Мы, считавшиеся членами религиозной общины этой церкви, сейчас порываем с нею всякую связь. Церковь нам больше не нужна».

Параллельно с этими событиями по всей стране прокатилась довольно сильная волна обновленчества. Это было еретическое движение, проникшее в Самарканд в 1923 году, его члены сотрудничали с новой властью и пользовались её поддержкой. Обновленцы захватывали немногие, уцелевшие храмы и молитвенные дома, изгоняя не согласных с ними священников. Самаркандский Покровский собор тоже был захвачен обновленцами. В те годы в городе существовала только одна небольшая община верных (староцерковников) православных – Георгиевская, но она была на полулегальном положении и ютилась по разным, частным домам. Самарканд в те годы был столицей Узбекистана и, по-видимому, это послужило причиной того, что Покровский собор не был закрыт.

В годы Великой Отечественной войны в Самарканде было много эвакуированных из России, которых размещали, подселяя куда только было возможно. В 1942 году в помещении Покровского собора приблизительно на пять месяцев разместили приезжих детдомовских детей. После них в церкви были поселены несколько эвакуированных семей, что стало причиной многих проблем и неудобств.

В 1943-44 году община обратилась с просьбой в горсовет о выселении посторонних жильцов из церковных помещений, причиняющих своим поведением вред зданию и которые творят богохульство в стенах церкви (игра на патефоне, песни и пляски во время богослужений). В общем коридоре церкви в полном смысле царила антисанитария. 

К концу войны приостанавливаются гонения на церковь. Из лагерей и тюрем начинают освобождать священнослужителей и монахов. Но зависимое положение церкви от государства было столь велико, что на любые незначительные виды работ, даже на побелку ограды, нужно было брать разрешение у городских властей.

В 1947 году в Покровском храме, наконец-то, начинаются ремонтные работы. Но, так как необходимых средств у храма на это не было, пришлось занимать деньги у разных лиц. В здании Покровского собора раскрывается крыша, и надстраиваются два свето-вентиляционных фонаря (стеклянные павильоны), как дополнительные источники освещения над амвоном и над хорами, для певчих. В апреле того же года специально на праздничную Пасхальную ночь в собор было впервые проведено электричество.

В 1949 году новый настоятель, архимандрит Ермоген Голубев добивается официального разрешения на возведение капитальной ограды вокруг здания собора. Именно в то время окончательно складывается облик территории Покровского собора. Что же касается самого здания храма, то, простояв 110 лет, оно единственное из самаркандских церквей сохранилось до наших дней практически в первозданном виде.

 Александр ГАЛАК.

Фото автора.