Инклюзия без границ

Возможно ли в нынешних непростых экономических и социальных реалиях создать условия для инклюзивного образования? Какие сложившиеся стереотипы мешают данному процессу в нашей стране? На втором международном инклюзивном форуме «Без границ», прошедшем в Международном университете туризма и культурного наследия «Шелковый путь», эти вопросы были в центре внимания его участников.

Форум, организованный ННО «Хаёт» и Iymon, проводился в Международный день инвалидов и, конечно, большей частью касался инклюзии именно детей с особыми физическими потребностями. Однако, как отметила позже исполнительный директор ОФ Clover Foudation Анжела Айтабаева из Казахстана, инклюзивное образование – понятие гораздо шире.

- Когда мы говорим о совместном получении образования детей обычных и с нарушениями здоровья, то это процесс интеграции, - пояснила А. Айтабаева, много лет занимающаяся вопросами инклюзивного образования в соседней республике. – Инклюзия – это принятие существующего в человеческом сообществе разнообразия. ЮНЕСКО понимает инклюзию как процесс «обращения и реагирования на разнообразие потребностей всех обучающихся через участие в обучении, культуре и сообществах». Инклюзивное образование помогает принять других людей с разного рода особенностями, а они могут быть физическими, социальными, эмоциональными, ментальными, интеллектуальными. Инклюзия помогает воспитывать в человеке не жалость, а эмпатию и милосердие, помогает развиваться духовно, принимая других, как самого себя.

Кстати, отличным примером по-настоящему инклюзивного подхода можно считать работу кружка танцев в Молодежном центре г. Самарканда. Его воспитанники под руководством Рохат Рахматуллоевой перед началом форума продемонстрировали всем присутствующим не просто танцевальные номера в ярких национальных костюмах, отражающих узбекскую и русскую культуры, а то, как в едином хореографическом порыве понимают друг друга обычные и солнечные детки. По признанию мамы одной из девочек, дочь абсолютно не замечает, что ее партнерша какая-то другая, наоборот, рассказывает, как она хорошо танцует и стремится быть похожей на нее.

Отмечу, что именно с этого года в Молодежном центре стало действовать целое отделение инклюзивного образования, которым заведует Мадина Жанизакова. Сейчас там успешно функционирует 13 кружков по таким направлениям, как кройка и шитье, вязание, бисероплетение, ментальная арифметика, английский язык, компьютерная грамотность, танца, дойра и другие. Посещать их могут все желающие от семи до 30 лет, но приоритет отдается детям с особенностями здоровья. В настоящее время в кружках абсолютно бесплатно занимаются 45 детей, в том числе из районов. С некоторыми рукотворными плодами их труда участники форума могли ознакомиться на впервые проведенной инклюзивной ярмарке в фойе университета «Шелковый путь».

Возвращаясь к теме второго международного инклюзивного форума в Самарканде, скажу, что за год в нашей стране наметилась неплохая тенденция к приятию инклюзии в образовании. Помимо действующего отделения в «молодежке», в реализацию Постановления Президента РУз «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями» активно включилось и областное управление народного образования. Например, в этом году по области в общеобразовательные школы по направлению спецкомиссии принят 41 ребенок с особенностями здоровья.

По словам ответственного секретаря медико-психолого-педагогической комиссии облуно и облздрава Мохиры Самандаровой, за последнее время выросло количество родителей, обращающихся в комиссию для получения направления в обычные школы, которые, в свою очередь, готовы принимать таких детей. Связано это с тем, что минобразования, наконец, начали доплачивать учителям первых и вторых классов с инклюзией.

На форуме обсуждались вопросы создания среды без барьеров. Причем это не только касается отсутствия пандусов и соответствующей мебели, туалетов. В большей степени, по мнению руководителя ННО «Хаёт» Р. Халиловой, нашему обществу, привыкшему прятать особенных детей, следует стирать барьеры психологические.

Педагоги инклюзивных школ города Самарканда поделились своими успехами и сложностями при обучении детей с инвалидностью. Большой интерес вызвал предложенный проект по развитию инклюзивного пространства в Самаркандской области от ННО Iymon. Полезным оказался опыт казахских и киргизских специалистов в области инклюзивного образования.

- Я впервые на форуме, и для меня очень радостным событием было познакомиться с музыкантом Шахрамом Мансуровым, великолепно играющим на дойре, и руководителем спецолимпиады Анной Казаковой, которая готовит параолимпийцев, - говорит инструктор ЛФК-реабилитолог высшей категории Венера Хафизова. – Мы договорились, что они придут к нам в отделение областного многопрофильного детского медицинского центра и познакомятся с нашими пациентами. Если хоть один из тысячи моих пациентов станет музыкантом, как Шахрам, или серьезно увлечется спортом, то ведь это замечательно!

По окончании форума вместе с представителем хокимията области было решено создать рабочую группу для дальнейших действий в сфере инклюзивного образования в регионе. Таким образом разрушен еще один бюрократический барьер и сделан шаг вперед в прогрессивном развитии нашего общества.

Анастасия ПАВЛЕНКО.

Фото автора.