Информационная перегрузка

Избыточное количество информации влияет на человека так же, как загрязнение окружающей среды: приводит к плохому самочувствию, ухудшает когнитивные навыки. Международная группа ученых предложила уделять информационной перегрузке такое же внимание, как другим социальным проблемам.

Благодаря гаджетам и доступности интернета каждый человек ежедневно сталкивается с объемом данных, который он не в силах обработать. В такой ситуации люди менее придирчиво оценивают информацию, с большим трудом принимают решения. Зачастую они становятся не такими социально активными, как раньше, перестают чувствовать удовлетворенность от работы, теряют мотивацию. Общий настрой человека в условиях информационной перегрузки становится негативным. Проблемы, с которыми сталкиваются люди, приводят их к различным тратам: и на поддержание здоровья (как физического, так и психического), и на качественный отдых, и на изменение образа жизни в целом.

В научной статье, которую опубликовал журнал Nature Human Behavior, международная группа ученых из семи стран (Польша, Великобритания, Германия, Израиль, Австрия, Словения, США) сравнила информационную перегрузку с другими историческими изменениями в обществе и предложила способ смягчить ее последствия.

По мнению специалистов, если промышленная революция привела к загрязнению воздуха, то «выхлопом» информационной стал «смог» из огромного количества некачественного, вредоносного или просто лишнего контента, например, фейк-ньюс - непроверенной информации, лженаучных теорий. Авторы публикации считают, что бороться с таким загрязнением стоит так же, как с проблемами окружающей среды: регулировать на правовом и экономическом уровнях, продолжать рассматривать феномен с точки зрения науки, заниматься просвещением. Это важно, поскольку информационная перегрузка негативно сказывается не только на отдельных людях, но и на всем обществе.

Ученые предложили не только продолжать междисциплинарные исследования информационной перегрузки, но и преподавать «информационную экологию» в школах.

nature.com