Индийский джаз на альфорне
В Самарканде впервые прозвучал альпийский рог – альфорн! Почти пятиметровый инструмент альпийских пастухов трубил в воскресный вечер под головокружительные ритмы индийского барабана мриданга и наттувангама – песенного искусства Натьи. Это, а еще игра на разного рода трубах, флейтах, электроукулеле, аккордеоне показали самаркандцам, что такое современный джаз. Он удивлял, завораживал, будоражил, и это было не скучно!
Подарок такой – совершенно бесплатный – организовали Гёте-Институт в Ташкенте, резиденция Art Station при Международном университете туризма и культурного наследия «Шелковый путь» и группа «Амитиас» из Германии, состоящая из немецких и индийских музыкантов-виртуозов. Кстати, само название джаз-банда «Амитиас» - это соединение двух имен: джазового композитора и мультиинструменталиста из Кёльна Маттиаса Шрифла и флейтиста из Бангалора Амиты Надика.
Но, помимо указанных музыкантов, в группе играют Винод Шьям Анур (мриданг, табла, шейкер, коннакол) и Джо Веспел, он же Битденкер (гитара, эффекты), а создает неповторимую атмосферу индуистского храма Ниведита Шарма - танцовщица из Карнатика – края, где тысячелетиями сохраняются классические каноны музыки и танца. И эти каноны были представлены самаркандцам.
В тот день после приветствия улыбчивой Марен Нимайер (руководитель Гёте-Института) слух наполнили непривычные музыкальные сочетания. Высокоскоростное «та ди нам такун тари кита така» - особое индийское пение-счет наттувангам буквально сбивало мозги набекрень, но чудные вуки флейты «склеивали» мелодию, как и ударные ритмы мриданга, переливы аккордеона, гитарные аккорды. А когда появилась Ниведита Шарма – живое воплощение богини мудрости, знания, искусства и красоты Сарасвати, то своими удивительными движениями глаз, рук, ног – всего тела - увлекла зрителей в мир вед.
- Концертная программа называется "Диалог на альфорне: мосты дружбы", - пояснил мне перед началом выступления профессор Международного университета туризма и культурного наследия «Шелковый путь» Камол Мустаев. – Музыканты дают сейчас последний концерт в Узбекистане. До этого они выступали в Ташкенте, а ранее были в Душанбе, Худжанде. И поверьте, я, как джазист с 25-летним стажем, могу сказать, что это профессионалы высочайшего класса, настоящие мастера импровизации. Сам Матиас играет на более десяти инструментах, одновременно, кстати, может играть на альфорне и аккордеоне, отбивая ритм с гунгру на лодыжках. К примеру, накануне, как только музыканты прибыли в Самарканд, сразу, без репетиции, блестяще выступили в Самаркандском туристическом центре. Да, их музыка не привычна для нас - у нас вообще практически нет такой музыкальной культуры, как джаз, а тут джаз с индийскими инструментами и сложнейшими ритмами. Это необычно, поэтому для их игры нужна подготовленная аудитория.
Аудитория в тот день, действительно, оказалась подготовленной лишь наполовину, хотя, возможно, позднее время и вечерняя свежесть сорвала некоторых зрителей со своих мест. Но, в целом, публика ликовала и не скрывала своих эмоций, которые выплескивались в криках «Браво!», бурных аплодисментах, ритмичных телодвижениях, а после – в совместных фотографиях. Всем понравилось неожиданное выступление Маттиаса с представительницей из Самарканда Маиной, которые исполнили «Як тебе не любити, Києве мій». Как выяснилось, немецкий музыкант очень любит украинские песни и при случае их поет.
Вообще музыкальный вечер был очень насыщенным и джазовыми композициями, и особой теплотой дружбы народов. Возможно, потому, что сам Маттиас Шрифл постоянно ездит по миру в поисках новых музыкальных впечатлений, ритмов. В свое время он еще подростком играл вместе с известным саксофонистом Чарли Мариано, который был человеком мира, влюбленным в индийскую музыку. Эту любовь к Индии он передал и ученику.
«Когда я впервые играл с южно-индийской группой, то весь мой музыкальный мир будто рухнул, вдруг передо мной возникла большая стена, на которую я не смог подняться - я не понимал, как южно-индийским музыкантам удавалось исполнять такие тяжелые ритмические синкопы. Мое понимание было совсем другим, и это было очень сложно для меня», - признается он в одном из интервью, как, впрочем, и его коллега-флейтист Амита, которому в 2009 году пришлось деконструировать все, что он знал, и применить знания и навыки в совершенно новой сфере.
Задачи были пугающими, но музыканты справились, воплотив в этом синтезе свое видение всеобъемлющего музыкального жанра – джаза. И теперь они включают в композиции ритмы индийской раги, бразильской самбы, американского блюза, колумбийской мамбы, открывая новые горизонты искусства. Жаль только, что, будучи в Узбекистане, талантливые гости не успели сыграть с узбекскими музыкантами, хотя была попытка в Аманкутане, у Тешикташа, соединить звучание карная и альфорна с флейтой. По словам К. Мустаева, получилось оригинально, но требовало доработки. Думается, в следующий свой приезд в нашу страну «Амитиас» обязательно сыграет нам джаз на карнае…
Для справки
В 2016 году разносторонний вклад Маттиаса Шрифла (Matthias Schriefl) был отмечен наградой World Music Award RUTH. В 2019 году он дважды выиграл премию New German Jazz Prize в Мангейме, премию Band Prize со своей группой Shreefpunk plus Strings и премию Soloist Prize и, таким образом, до сих пор остается последним действующим победителем этого конкурса. В 2023 году он стал лауреатом Немецкой джазовой премии как лучший духовой инструменталист.
Кстати
По результатам исследований доктора Роберта Заторре (Robert J. Zatorre) из Монреальского неврологического института, занимающегося исследованием влияния аудиоинформации на мозг, джаз является одним из самых сложных для восприятия видов музыки, требующих от мозга сложной и напряженной работы для прослеживания и анализа гармонических построений и прогрессий. Исполнение джаза и особенно создание джазовой импровизации является для мозга еще более сложной задачей. Музыкальное образование, и импровизация как его часть, являются эффективными инструментами для повышения интеллектуальных способностей.
Анастасия ПАВЛЕНКО.
Фото автора.