…И звезда с звездою говорит
На 87 году жизни в Москве от коронавирусной пневмонии скончался Народный артист СССР Василий Семенович Лановой. Ушел не просто талантливый актер театра и кино, ушла целая эпоха. Василий Семенович посвятил большую часть жизни общественной и просветительской деятельности, своим примером и примером своих героев он учил окружающих стойкости и храбрости.
В октябре 2004 года Василий Лановой вместе с Алексеем Кузнецовым приезжал в Самарканд, где встречался с самаркандцами. Об этой невероятно теплой встрече написала Галина Федоровна Троицкая, долгие годы работавшая сначала в «Ленинском пути», а затем в «Самаркандском вестнике». Предлагаем нашим читателям эту статью в память о Василии Лановом.
…И звезда с звездою говорит
Они
Как там у Александра Сергеевича: «Театр полон, ложи блещут»... Но более блистает сцена. Сцена Самаркандского государственного русского драматического театра им. А. П. Чехова. Освещена она не софитами и юпитерами, а звездами.
Испытать счастье общения с величием театра и лицезреть верное служение ему могли (совершенно бесплатно) те, кто пришел «На встречу через годы» с Василием Лановым и Алексеем Кузнецовым. Не станем перечислять звания и награды - эти имена и без того на слуху.
Зрители, не искушенные в репертуарном досье актеров-вахтанговцев, хорошо знают их по киноэкрану. Когда Василий Семенович Лановой принялся перечислять названия фильмов со своим участием, нетерпеливая публика подсказывала с мест: «Офицеры! Офицеры!» Но «Ванечка Варава» шутливо парировал: «Полосатый рейс» - «Какая роль!» И ведь действительно, большим актерам и малый выход по плечу. Как сказал устами Ланового отдыхающий на пляже: «Красиво плывут!»
Алексей Кузнецов знаком самаркандцам по фильмам «Отцы и дети» (Кирсанов), «Три мушкетера» (герцог Бэкенгем), «Змеелов». А оба они начинали в пятидесятых, встретились совсем юными на съемочной площадке киноленты «Аттестат зрелости».
Оба, пройдя испытание киношной славой, подчеркивают, что главное в творческой биографии - театральные подмостки. Служение его величеству Театру. Именно сценический опыт делает артиста Артистом. Камера, дубль, снято. Здравствуй, зритель! А театр позволяет оттачивать ремесло, искать новые повороты. Экранные герои приходят и уходят, померцав, гаснут звездочки. Потесненные образы, в которые вкладываются не только силы, но и годы, более дороги сердцу.
Постановка голоса, отработка мизансцены, каждого слова, жеста, мимики... Не это ли позволяет нашим кумирам, казалось бы, обычный рассказ о себе превращать в яркие монологи. В них было все. Подъём вдохновение, лицедейство. Слушая Ланового, глядя на Ланового, мы видели и слышали его соратников «по цеху», его учителей. За доброй насмешкой - грусть об ушедшем и уходящем. Что уж говорить о Пушкине в исполнении мэтра! Так звучать могут строки великого поэта лишь в исполнении великого мастера.
Это был не только урок высокого профессионализма, но и литературы, и истории, географии. Нам подарили в этот вечер Есенина, Навои, Чехова, напомнили о Грибоедове, Жуковском, Вяземском. Мы побывали в Арзруме, Михайловском, селе Горюхине. Вернулись мыслью к отринутому.
- Журналисты, порой, с ехидцей спрашивают, как я теперь отношусь к роли Павки Корчагина, - делится Василий Семенович. - Отвечаю: а вот теперь мне этот образ еще дороже. И дай Бог, чтобы теперешние дети так же во что-то верили, создайте им такие духовные идеалы.
И упоенно рассказывает о праздновании столетия Николая Островского, склоняя голову перед бескорыстием и мужеством писателя. Подытоживает его значимость решением времени, во власти которого отделить зерна от плевел, не дать вместе с водой выплеснуть младенца. Произошло возвращение на круги своя - подвиг Корчагина вернулся в российскую школу.
Для Ланового важно, на чем поднимается и зреет юная поросль. Залита ли нива кровью, жестокостью и сексом или засеяна семенами добра, уважения, чистых чувств. Он за хорошее светлое искусство и против засилия боевиков и триллеров.
Оно и понятно: и Василий Семенович, и Алексей Глебович «грешат» наставничеством. Причем, в звании профессоров. Преподают в институте им. Щукина при театре им. Вахтангова, где служат сами. Кстати, после выступления удалось задать Василию Семеновичу вопрос. Возможны ли еще встречи и, если Союз театральных деятелей России воплотит в реальность планы обмена актерами и гастрольных поездок, не откажется ли он от подобных предложений? Отвечал утвердительно и охотно, что готов к новым визитам, более того, выразил надежду привезти к нам, так называемые, малосоставные спектакли с его участием. В частности «Мой милый лжец». И еще раз подтвердил свою любовь к Самарканду. Собственно, с этого признания он и начал вечер для самаркандцев. Подчеркивая, что нигде так, как в нашем древнем городе, не материализуется время. Что на нашей земле особо понимаешь ценность созидания и смысл человеческого бытия. Здесь, говорил Лановой, хочется созерцать и провозглашать доброту.
И мы
А что же самаркандцы? О! Они ждали и не верили: «К нам Лановой... Не может быть». А уверовав, спешили с букетами и корзинами цветов, принарядившись, ощущая себя причастными к Празднику.
Первые цветы у театра вручили офицеры, что, несомненно, символично. Но поверьте, это было не отрепетировано, так уж вышло. Нам даже не удалось узнать фамилию военного, столь успешно совершившего «марш-бросок», зато фотокорреспондент запечатлел этот кадр, первый кадр на пленке, щедро истраченной за этот вечер.
Ветеран Василий Ефимович Корсун, произнося восторженные слова признательности и преподнося гвоздики, отважился поинтересоваться, сколько же лет знаменитому тезке, дивясь его бодрости и энергии. И Василий перед Василием не кокетничал, честно признался: 70.
Театральный художник Николай Султанов, скромно сидя на краешке сцены, творил шаржи и подарил каждому артисту.
Уважил светское мероприятие своим присутствием отец Роман, настоятель православного храма.
- Лановой - любимый артист, - волнуясь и смущаясь, говорит главный инспектор налогового управления Светлана Козловед - Конечно же, я не могла не прийти на встречу с его талантом!
А ведь на нее (встречу) не только шли, но и ехали, даже из Бухары! Люди отпрашивались с работы, откладывали важные дела, забыв о проблемах и недугах.
Кто-то называл это счастьем, кто-то - возвращением в молодость, кто-то вспоминал слово Честь. Честь и достоинство мужчины воплощает в себе для многих Василий Лановой. Не только экранный, но и по жизни. Вручая букет, обмолвилась об этом одна из самаркандок. Думается, он - идеал настоящего мужчины не только для нас. И хотелось, чтобы таким же образцом для подражания стал он и для мужчин. Чтобы помнили о чести и достоинстве.
Да простит нас Алексей Глебович, так уж случилось, что шли больше "на Ланового". Но вниманием не была обойдена и его персона. И ему дарили цветы, и у него брали автографы, и его слову внимали, замерев. А уж в инсценировке чеховского "Дипломата" Кузнецов, вряд ли кто станет спорить, был непревзойденно хорош. Нелеп, смешон, жалок его Михаила Кувалдин. Сыгран легко и искрометно. Элегантен, молодцеват актер на сцене. И вдруг... в считанные секунды перед нами согбенный старец. Чудо перевоплощения подтверждает даровитость. Два таланта сошлись и создали замечательный дуэт. Не мешая, а дополняя, умея уступить, не теснясь на сцене, не перебегая дорогу, не затмевая, а подчеркивая уникальность друг друга.
И это тоже урок. Мастер-класс. Спасибо!
Под занавес
Слова благодарности - международному благотворительному фонду «Благовест», Министерству по делам культуры и спорта РУз, Посольству России, Росзарубежцентру, Русскому культурному центру - всем, кто способствовал тому, чтобы «Встреча через годы» состоялась. Пусть она будет не последней. Изголодались мы, истосковались по НАСТОЯЩЕМУ.
Галина ТРОИЦКАЯ.