И так сойдёт?

Строительный бум в Самарканде не утихает. С одной стороны, трудоустроены сотни человек, работающих на стройплощадках и в цехах по выпуску стройматериалов. С другой, темпы проектирования и строительства иной раз вызывают сомнения, а иногда и страх.

Проезжая по улице Рудаки вместе с членами общественной инициативной группы «Сохраним Самарканд» в ходе очередного мониторинга, было замечено возведение восьмиэтажного кирпичного здания между домами №№120,128,132,136. При детальном осмотре выяснилось, что многоэтажный дом, имеющий монолитно-каркасную структуру, строится с явными дефектами. Кстати, на момент осмотра на лесах 6-7 этажей работали штукатуры, без спецодежды, касок и всяких средств безопасности, что, впрочем, давно привычное явление в Самарканде, на которое никто не обращает внимание. Ужаснул факт того, что на бетонных стойках первого этажа видна арматурная сетка, сами стойки, которые являются несущими конструкциями, имеют разную ширину и залиты бетоном неравномерно. Кроме того, сама кирпичная кладка не ровная, а имеет крупные зазоры. О высолах, белеющих сплошь и рядом, которые снижают качество стройматериала, мы уже вообще не говорим.

Да, как сказал представитель подрядной организации, не пожелавший представиться, стены потом «завернут» в штукатурку и другой отделочный материал, и будет всё нормально. Но, как могут «завернуть» бетонный монолит, где просвечивает арматура, которая со временем начнет ржаветь и разрушаться, как и сам бетон? А ведь это чревато разрушением всей конструкции, тем более, когда сверху давит еще семь этажей. Не забываем, кроме всего прочего, что Самарканд расположен в 8-балльной сейсмозоне.

Далее, это же здание находится в менее, чем 20 метрах от соседней многоэтажки, хотя согласно нормам ШНК 2.07.01-03 «Градостроительство. Планирование развития и застройки территорий городских и сельских населенных пунктов» для жилых зданий 4-5 этажа (а в нашем случае 8-этажный) между длинными сторонами многоквартирных жилых зданий следует принимать расстояния - не менее 35-40 м. В данном случае соседи будущей новостройки могут приветствовать знакомых из соседнего дома прямо с балкона.

Подобная ситуация с «метражом» и на улице Нодирабегим, 2. Здесь интересна ситуация тем, что сначала на баннерах красовался проект пятиэтажного многоквартирного дома, но был воздвигнут семиэтажный. На эту несуразицу указали в социальной сети «Фэйсбук», на что информационная служба областной строительной инспекции в сфере строительства сразу отреагировала. Согласно официальному ответу, оказалось, что принятое хокимом города решение о строительстве ООО «Темп строй Торг» 5-этажного дома в 2017 году в июле 2020 года решением уже другого хокима было изменено на строительство 7-этажного дома.

Изменения произошли во время ковидного локдауна, когда не проводились градосовет и всякого рода строительные экспертизы, зато уже был поднят первый этаж обсуждаемого здания. Кроме того, хоким подписал изменение этажности до вступления в силу Указа Президента №УП-6119 27.11.2020, в котором прямо сказано, что с 1 марта 2021 года запрещено увеличение этажности строящихся зданий и сооружений без проведения экспертизы измененной проектной документации. Но наши застройщики успели сработать, как говорится, в темпе. Даже баннер после публикации в соцсети поменяли за два дня! Однако вопросы остались.

Например, каким образом экспертами из ГАСН и другими архитектурными организациями, СЭС и пожарными был подписан проект, с явным подозрением на нарушения строительно-архитектурных и санитарных нормативов? Причем эти нарушения очевидны не только наглядно, но и со снимков из космоса. Да, как бы не закрывались заборами от простых смертных, но космические спутники как летали, так и продолжают летать и фиксировать города и всё, что в них творится. Еще по снимкам со спутника можно посчитать метры, площади, динамику развития и прочее.

Например, согласно нормам упомянутого выше ШНК 2.07.01-03, для жилых зданий 4-5 этажа (по Нодирабегим 7-этажный) между длинными сторонами многоквартирных жилых зданий следует принимать расстояния - не менее 25-30 м, а между торцами этих зданий с окнами из жилых комнат - не менее 20-25 м. Но между торцом данного строения и жилого дома с одной стороны – менее 10 метров, а с другой, где находится магазин, вообще менее 20 сантиметров. Причем в последнем случае окна строящегося дома упираются в стену магазина. Вопрос пожарным: а так разве можно было? По длине, параллельно новострою, также имеется трехэтажное учреждение, и между ними расстояние составляет менее 20 метров, хотя должно быть более 30 м.

Далее нас продолжают интересовать детские площадки, зеленые зоны, парковки, о которых самаркандские застройщики почти не вспоминают. По проекту, парковка дома на Нодирабегим рассчитана на 11-12 парковочных мест, причем пять парковочных мест «отобраны» у жильцов трехэтажного соседнего дома. У них же отобрали и территорию детской площадки. Если учесть, что в новом элитном доме будет не менее 40-50 квартир, а у каждого нового жильца будет автомобиль, то можно представить будущее этой дворовой территории площадью менее 10 соток, куда можно заехать только с одной стороны. Но, наверное, самаркандцам не привыкать жить плотной городской жизнью…

Целью данной небольшой статьи не является дискредитация строительных фирм, гораздо больше вопросов к официальным лицам госорганов, которые подписывают проекты, не думая о том, чем они могут обернуться в будущем. Я позволю напомнить, что лишние два этажа многоквартирного дома это:

дополнительная нагрузка на фундамент, который был по проекту рассчитан на меньшее количество этажей;

дополнительная нагрузка на коммунальную инфраструктуру (газ, свет, вода) при полном заселении данных квартир, что означает будущую нехватку энергоресурсов и воды;

дополнительные места для машин будущих собственников квартир, а значит, прощайте, детские площадки и зеленые зоны, прощай, чистый воздух.

Но кто об этом думает в Самарканде?..

Анастасия ПАВЛЕНКО.

Фото автора.

P.S. Инициативная группа общественного контроля «Сохраним Самарканд» при редакции «Самаркандский вестник» продолжает мониторить город с целью выявления нарушений норм законодательства Республики Узбекистан.