Государственная казна послужит повышению благосостояния народа
Обеспечение экономической стабильности в 2017 году и сохранение высоких темпов роста положительно повлияли на исполнение местного бюджета. В результате его доходная часть возросла на 18,5 процента по сравнению с 2016 годом и составила 1 трлн. 553 млрд. сумов, расходная часть – около 2 трлн. 404 млрд. сумов.
При этом основная часть расходов (82% или 1 трлн. 973 млрд. сумов) была направлена на социальную сферу. В частности, на сферу образования – 1 трлн. 225 млрд., здравоохранения – 558 млрд., культуры и спорта – 34 млрд., социальных пособий – 154 млрд. сумов.
Теперь обратим внимание на основные направления местного бюджета области, совершенствования бюджетной и налоговой политики в 2018 году.
При составлении местного бюджета приоритетными были следующие направления налогово-бюджетной политики, намеченные в Стратегии действий по дальнейшему развитию нашей страны в 2017-2021 гг.
Первое направление
Сокращение количества налогов и облегчение налогового бремени, поддержка крупных и базовых предприятий:
во-первых, налог на доходы юридических лиц (7,5%), а также налоги на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры (8%) были объединены в единый налог и общая ставка была сокращена с 15,5 % и до 14 процентов;
во-вторых, общая ставка обязательных платежей была снижена с 3,5 до 3,2 процента: в пенсионный фонд (с 1,6 % до 1,5 %), дорожный фонд (сохранены 1,4%), укрепление материально-технической базы образовательных и медицинских учреждений (с 0,5% до 0,3%);
в-третьих, за счет снижения ставки акцизного налога на растительное масло до 50 процентов и с целью увеличения доходов фермеров повышены цены на хлопковое волокно и семена;
в-четвертых, уменьшен налог на доходы физических лиц, а отчисления на личные расчетные счета граждан увеличены с 1 процента до 2;
в-пятых, снижены в среднем на 30 процентов фиксированные налоги для индивидуальных предпринимателей.
Второе направление
Задачи, поставленные Главой нашего государства по стимулированию укрепления доходной части местных бюджетов, обеспечение финансовой самостоятельности:
во-первых, поступления от налогов на имущество физических лиц, на землю, фиксированных налогов на отдельные виды предпринимательской деятельности, доходы от рынков, сборы, установленные на торговлю некоторыми видами товаров и услуг, отныне будут оставаться в самих районах;
во-вторых, в масштабах области единые налоги на малые предприятия, единый земельных налог, земельные имущественные налоги юридических лиц, дохода, на имущество физических лиц будут распределены в бюджеты районов, исходя из их расходов;
в-третьих, будут реализованы следующие мероприятия, предусматривающие укрепление доходной базы местных бюджетов:
- внедрение земельного налога на часть участков более одного гектара малых предприятий, выплачивающих единый налог;
- налоги на имущество физических лиц взимать с кадастровой стоимости, близкой к рыночной.
Кроме того, исходя из состояния территорий, будет применяться коэффициент, уменьшающий размеры налогов на имущество физических лиц;
- органам государственной власти, исходя из особенностей территорий, будет дано право применять ставки по уменьшению (0,7) и увеличению (1,3) базовых ставок.
Третье направление
Укрепление доходной части местных бюджетов, стимулирование экономного использованию природных производственных ресурсов, а также выпуска некоторых видов продукции.
В этих целях фиксированные ставки налогов на землю и водные ресурсы подлежат индексации на 15 процентов. Ставки акцизных налогов на алкогольную продукцию, в зависимости от вида подлежат индексации от 10 до 27 процентов, на пиво – до 20 процентов. Это обеспечит поступление в бюджет 13,5 млрд. сумов дополнительно.
* * *
Расходы областного местного бюджета в 2018 году установлены в размере 2 трлн. 629 млрд. 867 млн. сумов. Из них на социальную сферу направляется 2 трлн. 305 млрд. 285 млн. сумов. В частности, на образование будет направлено 1 трлн. 412 млрд. сумов (на 16 процентов больше, чем в 2017 году), здравоохранение – 638 млрд. сумов (в 1,1 раза больше чем в 2017 году), на социальные пособия малообеспеченным семьям, материальную помощь и иные пособия – 207 млрд. сумов (на 34 процента больше, чем в минувшем году), на культурные мероприятия – 15 млрд. сумов. На экономические расходы планируется направить 100,3 млрд. сумов, централизованные инвестиции – 53 млрд. сумов.
В бюджете 2018 года учтены и интересы молодёжи. В частности, с 1 января сего года 8 процентов единого налога, взимаемого с малых предприятий, будут перечислены на счет Фонда развития Союза молодёжи Узбекистана.
Таким образом, доходная часть местного бюджета нашей области в 2018 году составит 1 трлн. 637 млрд. 530 млн. 683 тыс. сумов, расходы – 2 трлн. 629 млрд. 866 млн. 912 тыс. сумов. При этом учитывается, что для социальной сферы из республиканского бюджета в местный бюджет будут выделены трансферты в размере 992 млрд. 336 млн. 229 тыс. сумов.
Ботир МИРЗАЕВ,
начальник Главного
управления финансов
хокимията области.