Нам любые дороги дороги?
Пожалуй, среди нас нет таких людей, кто не интересовался бы состоянием дорог. Строятся новые и ремонтируются старые дороги, но остается еще много претензий к дорожникам как со стороны водителей, так и со стороны пассажиров. Как проверяется качество строительства дорог, с какими недостатками сталкивается при проверках областной территориальный отдел по контролю строительства дорог Инспекции по транспортному контролю при Минтранспорта РУз? Об этом наша беседа с начальником данного отдела Хуррамом МУСУРМОНОВЫМ и главным инспектором Джахонгиром ЯНГИБОЕВЫМ.
- Хуррам Тиллаевич, можете ли Вы сказать, что состояние дорог у нас удовлетворительное? Если нет, то в чем причина этого?
- Как показывают результаты наших проверок, к сожалению, нарушения нормативов и технических требований со стороны подрядных организаций наблюдаются регулярно. Это приводит к низкому качеству при выполнении строительно-ремонтных работ, нарушению состава сырья и, в конечном итоге, на общем состоянии дорожного полотна.
- Сколько таких нарушений выявлено в течение этого года? Какие санкции принимаются к нарушителям?
- В течение 9 месяцев текущего года было проведено 160 контрольных мероприятий на 187 зарегистрированных объектах. Для устранения выявленных 406 нарушений даны 243 обязательных для исполнения предписания. В отношении ответственных лиц, грубо нарушивших требования нормативных документов в области проектирования и технического регулирования на объектах строительства, реконструкции и ремонта, составлены 33 административных протокола и направлены на рассмотрение в соответствующие суды с применением штрафных санкций. Заказчикам подано 29 заявок на аннулирование оплаты некачественных работ на сумму 1096 млн. сумов. То есть, теперь ремонтники покроют эти расходы за свой счет.
- Можно ли привести конкретные примеры?
- В связи с тем, что асфальтобетонные покрытия, уложенные на внутренних улицах махалли "Джайратепа" Ургутского района, на проспекте Булунгур, улицах им. Фазыла Юлдаша и Мустакиллик Булунгурского района, не соответствовали требованиям проекта, асфальтобетонные покрытия были уложены заново. Также были снесены и заново построены бетонные пешеходные дорожки по обеим сторонам всех внутренних улиц МСГ "Паррандачилик" Самаркандского района, включенных в "Инициативный бюджет" первого сезона 2025 года. Нарушители исправили все недостатки за свой счет.
Кроме того, были проанализированы риски на 347 объектах через систему "риск-анализ", согласно постановлению Кабинета Министров РУз №611 от 19 октября 2022 года "О дополнительных мерах по организации государственного контроля со стороны контролирующих органов в деятельности субъектов предпринимательства".
- Часто вызывают справедливые нарекания общественности те, кто не имея полномочий, самостоятельно ведет строительные работы на дорогах общего пользования.
- Увы, такие случаи есть, и это находится в центре нашего внимания. Например, за отчетный период в отношении ответственных лиц, проводивших незаконные земляные работы на дорогах общего пользования, а также на городских улицах и внутрихозяйственных дорогах, в 18 случаях, а также в отношении ответственных лиц, допустивших незаконную установку искусственных неровностей на автомобильных дорогах и городских улицах, в 9 случаях были составлены административные протоколы и направлены на рассмотрение в суды.
- Теперь вопрос к Вам, Джахонгир Акбарович. Сейчас много говорится о необходимости обеспечения общественного контроля за строительством и ремонтом автомобильных дорог. Могла бы ваша организация помогать общественным контролерам? Например, давать консультации, информировать о нормативах и т.д.
- Конечно. Ведь наша работа состоит не только в наказании виновных. Мы проводим профилактические мероприятия, правовую пропаганду, семинары, разъяснительную работу в субъектах предпринимательства без непосредственного выезда на место и вмешательства в их деятельность на основе квартальных планов-графиков, утвержденных по согласованию с бизнес-омбудсманом. Так, проведено 219 профилактических мероприятий, на которых субъектам предпринимательства мы давали рекомендации и раздаточный материал, направленные на предотвращение нарушений требований законодательства.
На объектах, включенных в проект "Инициативный бюджет", сотрудники инспекции встречаются с инициаторами, председателями и активистами махаллей. Они разъясняют, на что обращать внимание при строительстве и ремонте дорог в процессе общественного контроля, информируют о видах работ, выполняемых по проекту, количестве катков при выполнении уплотнительных работ и нормативах количества проезда катков по одному пути.
Благодаря этому количество заявлений и обращений граждан по дорожному вопросу сократилось вдвое по сравнению с двумя годами ранее. Ведь дорожники начали понимать, что, выполнив некачественную работу, будут вынуждены покрывать за свой счет все расходы на устранение указанных нами недостатков.
- Мы, то есть, потребители, часто ругаем дорожников, выражаем недовольство. Но есть ли какие-то претензии к потребителям у вас?
- Здесь не могу умолчать о нескольких актуальных проблемах. Во-первых, это организации, проводящие раскопки для прокладки коммуникационных сетей или ликвидации возникших на них аварийных ситуаций. Они бросают дороги на произвол судьбы или некачественно выполняют восстановительные работы, что вызывает справедливое недовольство населения и владельцев транспортных средств. Закон об автомобильных дорогах предусматривает, что ущерб, причиненный дороге, возмещается организацией, причинившей этот ущерб. Однако это требование не выполняется или выполняется некачественно при прокладке сетей питьевого водоснабжения, канализации, связи и электроснабжения, а также при ликвидации возникших на них аварий.
Еще одной проблемой является неограниченное движение тяжеловесных транспортных средств по улицам в жаркое время года. Нормативы по этому поводу предписаны, но на деле они не выполняются. Сегодня на дорогах устанавливаются весы, проводится взвешивание. Надеемся, что в будущем ситуация улучшится.
- Часто от людей слышишь, что новые или отремонтированные дороги быстро выходят из строя, с чем можно согласиться. В чем причина ситуации?
- На сегодняшний день основными причинами возникновения повреждений дорожных покрытий являются несвоевременное устранение трещин в покрытии со стороны обслуживающей организации, несоблюдение технологии при выполнении ремонтных работ с заплаткой, то есть без обработки битумом и резки в геометрическую фигуру. Это приводит к тому, что отремонтированная часть покрытия вскоре снова нуждается в ремонте.
Что касается новых дорог, то производители асфальтобетонных смесей играют ключевую роль в обеспечении качества дорог. Срок службы покрытий определяется в зависимости от того, какой материал они производят. Согласно требованиям нормативных документов, каждый цех или завод, производящий асфальтобетонную смесь, должен иметь отдельно оборудованные помещения для постоянного проведения лабораторных анализов, контроля за тем, чтобы материалы, используемые для смеси, соответствовали требованиям ГОСТ. Однако такие лаборатории есть не у всех производителей. Для сравнения: двадцать-тридцать лет назад врачи диагностировали больных по языку и зрачкам. В настоящее время для выявления заболевания пациент должен пройти несколько типов анализов. Только после этого ставится диагноз заболевания и выписывается необходимое лекарство. Увы, на некоторых наших заводах до сих пор материалы оценивают на глаз. В то время как добиться производства качественной асфальтобетонной смеси можно только путем проведения нескольких лабораторных испытаний.
Для проведения ямочных ремонтных работ при перевозке асфальтобетонной смеси нужен транспорт для поддержания температуры такой смеси в течение длительного времени. Отсутствие подобного транспорта также приводит к снижению качества. Ведь ремонтные работы требуют времени, а асфальтобетонная смесь быстро охлаждается. Надеемся, эти проблемы будут решены и наши дороги станут еще качественнее. Для этого необходимо повысить культуру строительства и эксплуатации, как у пользователей, так и у ремонтников и строителей.
Беседовал Фуркат ТУРНИЯЗОВ.