Приживётся ли экологический транспорт в Самарканде?

По улицам областного центра вот уже неделю курсируют электробусы. Мы решили проехаться на одном из них и изучить, как экологически чистый транспорт «приживается» в Самарканде.

Новость о запуске в нашем городе электробусов некоторые сограждане восприняли с настороженностью и причина тому - недавние обстоятельства, связанные с неработающими в электробусах Ташкента кондиционерами и непродолжительной дневной работой данного транспорта.

- В Самарканде электробусы курсируют ежедневно с 06:30 утра и до 21:00 и пока что недовольства со стороны пассажиров не поступало, - говорит руководитель пресс-службы областного управления транспорта Шерзод Халилов. - Все шесть электробусов, прибывших не так давно в наш регион, поставлены на маршрут М1 «Железнодорожный вокзал – Аэропорт». Его протяженность составляет 10,3 км.

Здесь важно отметить, что электробусы полностью заменили на маршруте автобусы, передвигающиеся за счет топлива, то есть на сегодняшний день М1 - единственный в городе маршрут, по которому «ходит» экологически чистый общественный транспорт. Что же касается высвободившихся автобусов, то их поставили на новый маршрут Т3 «Поселок «Кимёгарлар» – Вечный город». При этом существовавший маршрут №15 «Поселок «Кимёгарлар» - Железнодорожный вокзал» закрыт, поскольку Т3 проходит по тем же локациям.

Возвращаясь к электробусам, хочется отметить, что они разительно отличаются от других городских автобусов. Первое, что бросается в глаза, так это плавное и бесшумное движение. Окна в электробусах тонированные, благодаря чему отпадает надобность завешивать салон занавесками. Еще один большой плюс – низкопольность. В электробусах имеется отдельная зона для перевозки домашних животных. Кроме того, порядка четырех мест отдано людям, имеющим проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Также имеются места для граждан, передвигающихся на колясках, и для пассажиров с детскими колясками.

- На электробусах езжу почти неделю, очень комфортно, - говорит Фарида Эгамбердиева. - Необходимый микроклимат в них создают кондиционеры. Также в салонах установлены мониторы, оповещающие пассажиров о пройденном пути и предстоящих остановках. Словом, удобно и комфортно, правда, пассажирских мест за счет создания спецзон стало меньше, чем в обычных автобусах.

В беседе с водителем электробуса Голибом Мухиддиновым, который последние 18 лет работал в системе общественного транспорта Санкт-Петербурга, выяснилось, что зарядки электробуса хватает на 300 км.

- В Питере управлял как обычными автобусами, так и электробусами, - говорит 43-летний Голиб Ашурович. – Что касается последних, то здесь важно правильно их эксплуатировать, ставить на маршруты, имеющие небольшие расстояния. Электробусы намного выгодны и, конечно же, более привлекательны и для пассажиров, и для водителей. Правда, для водителей в Самарканде отметил ряд минусов. Это - узкие дороги, большие неудобства доставляют такси и другой транспорт, которые буквально «прописались» на остановках. Думаю, что соответствующие органы должны вплотную заняться этим вопросом, иначе все, что делается в области развития общественного транспорта не принесет желаемого результата. Безусловно, доля вины есть и на водителях городского пассажирского транспорта, которые не соблюдают график движения и в борьбе за клиента нарушают правила, обгоняя друг друга, создают аварийные ситуации. В какой-то мере я их понимаю, ведь они стараются заработать для себя и выполнить план, ведь заработная плата у них минимальная. Рад, что на нашем маршруте нет такого понятия, как план. Мне обещали стабильную и достаточно высокую по нашим меркам зарплату при условии соблюдения мною ПДД и других пунктов.

Стоит отметить, что опытные водители городского транспорта сегодня как никогда нужны Самарканду, ведь до конца года планируется завезти еще более 90 электробусов, которые также выйдут на маршруты. Всего же, благодаря кредиту Европейского банка реконструкции и развития, город закупит 350 электробусов, также будет построено депо. Пока что электробусы подпитываются энергией на установленных в трамвайном депо зарядных станциях.

Малика АБАЙДУЛИНА.

Фото автора.