Амир Темур в памяти народов

С именем Амира Темура связано много историй, которые характеризуют его как человека. В те времена справедливость нередко граничила с жестоким наказанием, отсюда столько нелестных отзывов у средневековых историков. Но есть и другие взгляды на личность Темура.

Как отмечает древнегреческий писатель Плутарх, история – наука противоречивая, поэтому в своем произведении «Избранные жизнеописания» он следовал принципу делать выводы по поступкам исторических личностей. И я последую этому принципу.

В Индии Амира Темура помнят как хитрого полководца, который с тактической военной хитростью победил численно превосходившую его армию. А случилось это так. Делийский султанат в 1398-1399 годах объединил все разрозненные княжества (раджа) Индии против прибывшего с грозной армии Амира Темура. Собрав 120 боевых слонов и снарядив их защитными кольчугами, султан посадил на них искусных метателей копий и лучников. Сохибкиран перед боем с помощью дервишей-каландаров, которых использовал как разведчиков, узнал об этом и приказал быстро собрать множество верблюдов, и к их телам привязать солому и смазать ее смолой. Как только начался бой, он дал команду поджечь их и направить на идущих, как танки, слонов. Индийские слоны, испугавшись страшного огня и ужасного дыма, хаотично давя при этом своих погонщиков и пеших воинов, начали бежать. Воспользовавшись переполохом в армии врага, Амир Темур окружил ее и разгромил. А слонов он пленил, и в 1402 году рационально использовал в войне с султаном Баязитом под Анкарой, где Сохибкиран блестяще победил. Данный случай приводит автор учебника истории Узбекистана А. Мухамеджанов.

По мнению северо-кавказских народов, которые преимущественно проповедуют ислам, Амир Темур достоин благодарности за то, что он способствовал распространению ислама и избавлению от язычества (фетишзма). В результате местные народы объединились, что дало в последующем прекратить бессмысленные междоусобные братоубийственные войны.

У иранцев, чья территория полностью была захвачена армией Амира Темура, которые почти век находились под властью темуридов, отношение к нему неоднозначное. Тем не менее есть истории, которые его характеризуют как человека с юмором.

Будучи в известном иранском городе Ширазе, Амир Темур приказал привести в свою ставку великого персидско-таджикского поэта Хафиза Ширази. Поэт явился к нему в скромном халате и, поздоровавшись, поклонился ему. Сохибкиран вслух прочитал строчки «газели» поэта:

«Агар он турки ширазий ба даст орад дили моро,

Ба холи хиндуяш бахшам Самарканду Бухороро».

В переводе они звучит так:

«Если ширазская турчанка овладеет нашим сердцем,

За ее индийскую родинку отдал бы Самарканд и Бухару».

Затем Амир Темур добавил: «Разве ты имеешь право за одну родинку подарить красотке прекрасную мою столицу и древнюю Бухару?»

 Поэт покорно, поклонился и ответил: «Взгляни на меня, великий владыка мира, разве я с такой жалкой одеждой похож на обладателя твоих городов? И потом я написал во второй строке: «… За ее индийскую родинку отдал бы головку сахара и хурму». Но, как видишь, великий правитель, переписчики моих произведений допустили ошибку, за которую мне приходится отвечать».

Сохибкиран довольно улыбнулся и приказал подарить находчивому поэту дорогой халат и золото.

В иранском городе Хамадане Сохибкиран решил остановиться и организовать пир. Ему сказали, что в городе живет известный музыкант и певец с очень хорошим голосом. Естественно, он велел привезти его, чтобы тот оказал услуги. Как только его завели к Темуру, тот увидел перед собой слепого. Правитель спросил его имя и музыкант ответил, что зовут его Нурзадом, что в переводе означает лучезарный. Амир Темур засмеялся и сказал: «Какой ты лучезарный, когда перед твоими глазами вечная темнота?».

 Музыкант тут же парировал: «Я слышал, ты со своей хромой ногой обошел полмира и успешно завоевал его…».

Все присутствующие, затаив дыхание, ждали, что Сохибкиран прикажет казнить музыканта за дерзость, но, вопреки ожиданию, он слегка улыбнулся и велел ему играть и петь песни. Потом Темур приказал достойно вознаградить слепого музыканта.

В 673 году арабский полководец Саид ибн Осман совершил поход в Бухару и Самарканд. В этом военном походе участвовал двоюродный брат пророка Кусам ибн Аббас ибн Абдул Муталиб, который, согласно легенде, во время совершения намаза возле Афрасиаба, убегая от внезапного нападения согдийцев, скрылся в ближайшую пещеру и якобы остался в ней жить.

Амир Темур хотел превратить Самарканд в центр мира и, наряду со строительством других объектов, вокруг той пещеры решил построить храм. Но прежде он должен был убедиться, действительно ли там находятся останки святого. С этой целью он якобы с помощью канатов спустил несколько человек, но, когда их вытаскивали обратно, они были мертвы. Нашелся один смельчак, который попросил привязать его не за пояс, а за ноги и опускать его вниз головой. Через некоторое время его вытащили на поверхность живым и невредимым, но он категорически отказывался рассказывать об увиденном, так как дал обещание молчать, в противном случае семь его последующих поколений ослепнут. Сохибкиран пообещал ему много земель, которые способны содержать их всех до конца жизни. Никто еще не мог противиться желанию Амира, поэтому человек вынужден был рассказать всю правду.

По его рассказу, внизу находился спасенный родственник Пророка в полном здравии и в окружении ангелов. И тот, узнав о цели его визита, просил, чтобы он не разглашал тайну пещеры и остался в ней навсегда. Визитер ответил, что никак не может остаться, так как Темур не простит такую измену и уничтожит весь его род. Тот согласился отпустить его обратно, но только в том случае, если он поклянется, что не расскажет об увиденном, а если нарушит свою клятву, то его самого и семь его поколений постигнет выше указанное проклятие.

После услышанного Амир Темур дал ему коня и велел скакать до тех пор, пока он сможет, а затем передаст эти земли ему и его роду. Тот изо всех сил погнал коня, который доскакав до бывшего центра колхоза «Ленин байроги» Самаркандского района, резко упал и сдох. Наездник, обуреваемый жадностью побольше захватить земли, не успев очухаться, бросил подальше свою камчу (плетку). Поскольку тогда эти места не были заселены и не имели названия, то при оформлении царского указа у Амира Темура спросили, как назвать эту местность. Правитель остроумно ответил «Камчинон», что в переводе означало «Плетковое». И в настоящее время местность несет чуть искаженное название - Кавчунон.

Жители Самарканда помнят Амира Темура, как остроумного и справедливого правителя. Кроме созидательной деятельности, бывая в гузарах (махаллях) города и его окрестности, всегда давал справедливую оценку происходящему, а если была необходимость, то придумывал название местности. По сей день народ помнит, кто автор этих наименований и при каких обстоятельствах они происходили.

Например, как-то Темур побывал в одной махалле города и спросил у ее главы, как называется гузар. Тот ответил «Мархабо», что в переводе «Добро пожаловать». Правитель удивленно засмеялся и, указывая на большинство закрытых на цепь ворот и дверей, сказал: «Это есть твое «добро пожаловать»? Название твоей махалли отныне «Дари занжир», то есть «Дверь в цепи». До сих пор эта махалля так и называется.

Сохибкиран проезжал в другой махалле города, за нынешней школой №22. Он заметил, что улицы здесь грязные и велел срочно явиться к нему главе гузара. Тот появился сам какой-то неухоженный. Амир Темур во всеуслышание объявил: «С сегодняшнего дня этот гузар называется именем его раиса (главы) «Ашур Чиркин», то есть «Грязный Ашур». И вот более шести веков эта махалля несет данное названия, хотя она коренным образом поменялась в лучшую сторону...

Сохибкиран гулял в окрестностях тогдашнего города и заметил, что в одном из кишлаков много голубей. Он восторженно воскликнул: Ваш кишлак теперь «Кафтархона», что в переводе «Голубиный дом». В паре километров дальше летало множество воробьев, и правитель назвал местность «Чумчукли», то есть «Воробьиное». Дальше, не доезжая до Тайляка, в кишлаке он заметил много скворцов и назвал село «Сочак», что означает «Скворцовое». За Тайляком Темур заметил в фруктовых садах много ворон и назвал место «Баги заган», что в переводе «Вороний сад».

Рано утром левее от Раванака Амир Темур подъехал со свитой к селу, где знатные люди, встретили его с молочной пищей. Правитель попробовал ее и спросил название деревни. Ему ответили: «Кульбаи боло» («Высшая Кульба»). Амир Темур возразил им, сказав, что отныне название будет «Ширбои», то есть «Богатые молоком». Ныне село несет чуть измененное название «Шурбои» и в переводе означает «Богатые шурпой».

Похожий случай произошел в местности близ Акмечети. Дело было ближе к обеду, и знатные люди села преподнесли Амиру блюда, в которых, в основном, присутствовала репа. Он удивленно спросил: «Вы что, «Шалгамон» («Реповые»)? И село по сей день так называется.

Чуть дальше этой деревни правитель заметил, что в большом саду макушки деревьев все срезаны, и он назвал эту местность «Калбог», то есть «Лысый сад». Восточнее наоборот – цвели пышные сады, а их хозяева на красивых подносах преподнесли ему различные фрукты, виноград, в основном, золотистого цвета. Амир воскликнул»: «Ваше село прямо «Боги тилло» («Золотой сад!»). Хотя от тех садов уже мало что осталось, вместо них плотная частная застройка, но название Темура «Золотой сад» сохранилось. Единственное напоминание о тех золотистых фруктах - вкусное багитиллинское мороженое!

Муминбек СУЛТАНОВ.