Электросамокат: новый тренд городской мобильности
Пройти пешком 5-6 остановок, проехать в тесном общественном транспорте или прокатиться с ветерком? Вслед за сервисами по прокату велосипедов и сигвеев аренда электросамокатов становится все более популярным направлением микромобильности.
В Европе сервис популярен давно, а в Самарканде стал развиваться совсем недавно - впервые электросамокаты напрокат стали предоставлять с марта этого года.
Как это работает?
Кикшеринг (kick scooter sharing) - краткосрочная аренда самокатов, обычно с использованием мобильного приложения. Сервис аренды устроен по привычной шеринговой модели: нужно скачать приложение, добавить реквизиты банковской карты для оплаты. В приложении есть и видеоинструкция по использованию электросамоката.
Сам интерфейс очень понятен: сканируешь QR-код, нанесенный на самокате, он разблокируется, - и можно отправляться. На карте видны все самокаты, указывается, сколько времени нужно, чтобы пройти пешком до ближайшего и, что немаловажно, виден уровень заряда аккумулятора, на сколько минут езды его хватит. Также на карте разными цветами выделены зоны использования, завершения аренды, запрещенные и с ограничением скорости. Стоимость одной минуты – тысяча сумов.
В отличие от гироскутеров, сигвеев и моноколес, которые в Самарканде были популярны прошлым летом, самокаты считаются более безопасными, но от травм все равно никто не застрахован. В управлении самокат прост - под правой рукояткой «газ», под левой - ручной тормоз, на дороге устойчив. Максимальная скорость до 25 км/час, на подъем поднимается медленно, а при крутом спуске сам притормаживает.
По словам директора Самаркандского филиала сервиса Диёра Раджабова, сейчас на улицах находятся 220 наших самокатов, охвачена половина города: СамГАСИ-аэропорт-железнодорожный вокзал. Увеличение количества самокатов ожидается в середине следующего года. Интерес пользователей чувствуется с первых дней запуска, потому что сервис доступен для людей в возрасте с 7 до 70 лет. Ежедневно используется 60 % самокатов, а в пятницу, выходные и понедельник наблюдается рост активности. В выходные - это активный отдых горожан, а в понедельник тенденцию усиливают студенты. Им удобно быстро доехать от одного корпуса вуза до другого, да и недорого - 3-4 тысячи сумов.
Обслуживание самокатов
Цена одного самоката с учетом доставки, таможенных пошлин и его начальной стоимости составляет $ 1 150.
Для поддержания самокатов в надлежащем состоянии город объезжает специальный сотрудник. Если самокаты не повреждены, они всегда остаются на улице. Даже если у него кончился заряд аккумулятора, его не забирают, а просто устанавливают сменную батарею.
- Часто люди неосторожно относятся к самокатам, мы находим их в плохом состоянии, даже несмотря на то, что наши модели относятся к антивандальной категории: выполнены из очень толстого металла и весят почти 30 кг, - говорит Д. Раджабов. – Обычно механик по возможности устраняет проблему на месте, либо везет его на базу и ремонтирует. Ремонтировать самокаты приходится довольно часто. У нас есть ежедневные несерьезные поломки, например, вывернутое колесо или поцарапанный корпус. Но бывает, что самокаты ломают намеренно. Недавно был случай, когда подростки сожгли колеса самоката и сняли это дело на видео. В таких ситуациях мы накладываем на человека штраф за порчу имущества и небрежное отношение. Мы развиваем эту культуру и стараемся лояльно относиться к клиентам. Понимаем, что не все умеют ездить на самокатах. Люди постепенно научатся кататься, и ситуация будет меняться в лучшую сторону. Когда у пользователей сформируется поведение, мы рассчитываем на снижение количества таких поломок.
Надеются велопрокатчики на улучшение дорожной инфраструктуры, которая в Самарканде далека от идеала. На данный момент плохие дороги и инфраструктура влияют на работоспособность, содержание и механическую исправность самокатов. У администрации города есть планы по развитию велодорожек, которые будут полезны и для поездок на самокатах. Да, конкурировать с общественным транспортом или такси сложно, но возможно и самокаты могут быть не только развлечением, но и популярным средством передвижения.
Преимущества и недостатки
Прокат самокатов становится удобным средством передвижения в черте города. Аренда недорогая, доступна всем. Электросамокат является альтернативным личным автомобилям и общественному транспорту, их использование снижает загруженность дорог. К тому же это экологичный вид транспорта, так как не выделяет прямых выбросов.
Но есть и недостатки. В частности, передвижение пользователей самокатов на автодорогах без знания правил дорожного движения ставит под угрозу жизни людей. Молодежь, любящая разгоняться на тротуарах, создает риск для пешеходов. Повышает этот риск бесшумное передвижение устройств. Доступ к электросамокатам могут получить несовершеннолетние или люди в состоянии алкогольного опьянения.
Электросамокат в законодательстве
В настоящее время понятие «электросамокат» не входит в действующие правила дорожного движения Узбекистана. Эксперты Института макроэкономических и региональных исследований, проанализировав преимущества и недостатки кикшеринга в стране, предлагают ввести понятие «электросамокат» в ПДД и придать ему статус транспорта. А для превращения электросамокатов в легальное средство городского передвижения, обеспечения безопасности граждан необходимо совершенствование законодательства, направленное на урегулирование их использования.
По мнению экспертов, необходимо применять технологию автоматического снижения скорости движения в определенных зонах, разработать механизм, предотвращающий езду на самокате в нетрезвом виде, вдвоем. Целесообразно ввести возрастные ограничения на использование устройств, наложить вето на ночной прокат электросамокатов. Таким способом можно минимизировать аварийные ситуации, сохранить электросамокаты в стране, не лишая людей экологичного, доступного и удобного вида транспорта.
Юлдуз ХАЙДАРОВА
Фото автора.