Единство – в многообразии

16 ноября - особая дата для всего человечества. В недалеком прошлом, точнее в 1995 году, по инициативе ЮНЕСКО была принята Декларация принципов терпимости. Этот документ стал отправной точкой для напоминания всему человечеству о взаимоуважении различных культур, обычаев, традиций и религиозных воззрений. Терпимого отношения к особенностям и самобытности вне зависимости от расы и национальности.
Сегодня, к сожалению, мы становимся свидетелями продолжающихся конфликтов и войн, сопровождающихся человеческими потерями. Недопонимание, злоба, чувство превосходства, зависть всегда воспринимались как пороки и слабость больного разума.
В это непростое время, требующее объединения и бережного отношения друг к другу, каждый из нас ответственен перед подрастающим поколением их благочестивым воспитанием, направленным на созидание.
Благодаря выверенной политике Главы государства, проводимой как в масштабах страны, так и в отношениях с другими государствами, Узбекистан по праву занимает лидирующее положение в обеспечении и пропаганде толерантных отношений. Необходимо отметить также достойный вклад пестрого, но в тоже время гармоничного как хан-атлас, узбекского народа веками мирно сосуществовавшего на территории, которая как магнитом притягивала к себе величайших исторических личностей. Даже обычное наше приветствие - «Ассалому алейкум» - «Ваалейкум ассалом» - означает пожелание мира Вашему дому, лишенного горечи войны и конфликтов.
Сегодня в Узбекистане в мире и согласии проживает более 130 национальностей. В нашей области функционируют 11 национальных культурных центров, 3 дома дружбы, призванные, в первую очередь, сохранить культурный код своего народа, одновременно укрепляя фундамент уважения, дружбы и кровного родства.
При этом мы с особой гордостью можем констатировать факт многоликости толерантности в Узбекистане.
Красноречивый показатель единства в многообразии - сплетение архитектурных стилей. Узбекистан всегда славился как государство, на территории которого встретились и в дружеском объятии замерли Восток и Запад. Величайшая площадь, а по мнению ряда специалистов, самая красивая – Регистан, олицетворение красоты, грации, силы и мощи, мечеть Биби-ханум, мавзолей Амира Темура и другие грандиозные памятники стоят бок о бок с женской гимназией (ныне Биофак САМГУ), Свято-Алексеевским собором, польским костелом и многими другими шедеврами архитектуры.
Объединяющим фактором народов и людей различных конфессий служит также наличие в области захоронений трех святых, почитаемых как мусульманами, так иудеями и христианами – пророков Дониёра (Даниил), Джирджиса (Георгий) и пещеру хазрата Довуда (Давид).
Красивая традиция именовать улицы в честь великих людей прошлого и современности также добавляет лепту в вышесказанное. У всех жителей нашего прекрасного города на слуху названия улиц Гагарина, Льва Толстого, Пушкина, Ризо Ализаде, Ашгабатская, Агахи, Памирская, Гуругли, Джавахарлала Неру, Багдадская и другие.
Хотелось бы особо подчеркнуть и отметить всеми признанную и обожаемую в мире – узбекскую кухню. Ни для кого не секрет, что многие туристы приезжают в наш солнечный край, в том числе и для получения гастрономической эйфории, отведать плов, шурпу, самсу. Вместе с тем, в каждой узбекской семье готовят и стали своими такие блюда, как борщ, щи, лагман, бешбармак, хаш (по-местному кала-поча), гуляш, чебуреки, чак-чак и много-много других вкусностей, которые принадлежат национальным кухням русских, украинцев, татар, казахов.
Конечно же, не перечесть всего многообразия уважительных взаимоотношений наших граждан, однако можно с гордостью подметить, что Узбекистан сегодня может поделиться опытом в решении данного вопроса со всеми странами мира.
Дорогие самаркандцы! Пользуясь случаем, хочу от имени администрации области и себя лично поздравить всех нас с этим замечательным праздником. Желаю мира, добра, здоровья, позитивного настроения и больших побед.
Д. МАМАДКУЛОВ,
заместитель хокима области.
Ислам - религия великодушия
Благодарим за то, что сегодня наш народ, которого более тридцати четырех миллионов, живёт в мире и спокойствии. Основа тому - толерантность. Радует то, что представители более ста тридцати национальностей и народностей в нашей стране живут в гармонии и сплочённо трудятся ради будущего этой страны.
История показывает, что человечество существует не всегда одинаково гладко. Ибо жизнь состоит из противоречий и столкновений. Главная опасность сегодня - возникновение национальных и религиозных конфликтов.
В нашей священной религии разделение наций считается невежеством. Если мы обратимся к истории ислама, то известно, что среди сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) были люди разных национальностей, и что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) всегда советовался с евреями, христианами и буддистами.
Потому как в тринадцатом аяте суры «Худжурат» («Комнаты») священной книги мусульман сказано:
«О люди! Поистине, мы сотворили вас от мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, дабы узнавали вы друг друга. Поистине, самым почитаемым среди вас пред Аллахом [является] наиболее остерегающийся [гнева Его]. Поистине, Аллах - Знающий, Ведающий!»
Этот благословенный аят начинается с обращения ко всему человечеству с напоминания о том, что все они имеют одних и тех же родителей. Если глубже вникнуть в содержание аята, можно понять, что различия в жизни людей являются важным критерием, по которому они стремятся к друг другу и лучше узнают друг друга. Утверждается то, что факт разделения людей по вероисповеданию и национальности является божественным разделением и никак не подразумевает провоцирование конфликтов и войн. А ведь если бы все жили с одними и теми же убеждениями, придерживались одинаковой внешности, одной речи, как думают некоторые недалекие люди, в жизни человечества не было бы развития.
Когда войска великого мусульманского полководца Кутейбы ибн Муслима нечестным способом вошли в Самарканд, который по меркам своего времени был впечатляющим городом, жители Самарканда в поисках справедливости отправили гонца к лидеру мусульман того времени Умару ибн Абдулазизу в Дамаск. После тщательного изучения ситуации Умар ибн Абдулазиз отправил через гонца письмо Кутайбе ибн Муслиму, в котором говорилось, что он должен покинуть Самарканд в течение трех дней. Кутайба ибн Муслим как только прочёл письмо, признал неправильность своего поступка и покинул город.
Жители Самарканда, которые изначально приняли проводников религии как своих врагов и испытывали по отношению к ним лишь страх, позже прониклись к ним любовью и уважением, так как от них исходили искренность, доброта, скромность, вежливость и, главное, справедливость. И жители Самарканда добровольно приняли ислам. Можно привести множество подобных примеров исламской толерантности.
И сегодня важный долг каждого из нас - донести истинные знания до людей и подрастающего поколения. Как испорченная вода, теряя свою чистоту, вредит человеческому телу, так и недостаточно чистое просвещение становится причиной множества неприятных ситуаций.
Да благословит Всевышний нашу страну, да укрепит он уважение и любовь друг к другу всех, кто в ней живёт.
У. УМИРКУЛОВ,
имам-хатиб мечети Лохути г. Самарканда.
Во имя истинного благочестия
Для узбекистанцев взаимопонимание, мирное существование и плодотворное сотрудничество разных культур, наций, конфессий - это не просто красивые слова. Как отмечал митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, в нашем государстве сохранение духовного и культурного богатства, высших ценностей демократического общества - общепризнанные и незыблемые приоритеты.
Православная церковь на территории Узбекистана имеет довольно древнюю и не всегда простую историю. Первые христиане появились в Средней Азии еще в первые века нашей эры. Известно также, что ко времени правления Амира Тимура в Самарканде имелась христианская Митрополия во главе с епископом. Начиная с 1868 года, когда город Самарканд вошел в состав Российской Империи, здесь вновь начали появляться христианские храмы. Тогда сразу же российскими властями была выбрана линия не навязывания и дана свобода выбора вероисповедания местному населению, среди которых были не только мусульмане, но и иудеи, буддисты и другие представители религиозных конфессий. Это говорит о том, что Самарканд всегда был городом, где мирно сосуществовали разные народы и религии. Более того, есть неоднократные свидетельства, когда до революции на строящиеся православные церкви делали пожертвования местные жители, а за счет российской казны массовым тиражом был издан Коран, весь тираж которого бесплатно раздали мусульманам.
В годы советской власти – время атеизма, приверженцы всех конфессий оказались в одинаково трудных условиях, когда повсеместно закрывались как православные храмы, так и мечети. Это было время общей духовной трагедии.
В предвоенные и военные годы Узбекистан, невзирая на национальность и вероисповедание, в большом количестве принимал голодных, больных и раненных, и давал им приют.
В годы обретения Узбекистаном независимости, на правительственном уровне между всеми конфессиями сразу же были определены добрососедские отношения. В Самарканде по ходатайству верующих христиан во главе с епископом Владимиром Икимом Первый Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов содействовал возвращению Свято-Алексеевского собора православной церкви. За прошедшие годы уже дважды в Узбекистан с визитом приезжали главы Русской Православной Церкви – патриархи Алексий и Кирилл.
Сегодня в городе Самарканде действуют три православных храма, куда люди могут свободно прийти и помолиться, как в праздники, так и в будни. Добрососедские отношения между христианами и мусульманами сохраняются, став давней традицией. Это позволяет осуществлять благие, созидательные преобразования во благо всех граждан Республики Узбекистан, способствует плодотворному труду, бережному отношению к историческому прошлому, древним традициям и обычаям многонационального узбекского народа.
Р. ЗАГРЕБЕЛЬНЫЙ,
благочинный Самаркандского округа
Ташкентской епархии, протоиерей.