Дни итальянской культуры в Самарканде: как это было
XVI Веронский Евразийский экономический форум, проходивший в Самарканде с 1 по 4 ноября, стал по-настоящему праздником итальянской культуры. Накануне официального открытия форума впервые в Узбекистане стартовал кинофестиваль Ассоциации N.I.C.E. (New Italian Cinema Events), а вечером самаркандцы и гости древнего города могли насладиться музыкальным эстрадным искусством на концерте «Звезды Сан-Ремо».
Фестиваль итальянского современного киноискусства, открывшийся в одном из знаковых кинотеатров Самарканда - "Шарк юлдузи", был организован по инициативе Национального центра развития кинематографии Италии и при поддержке Агентства кинематографии при Министерстве культуры Узбекистана.
N.I.C.E. дебютировал в США в 1988 году и с тех пор проходит в разных городах планеты, знакомя весь мир с кинокультурой Италии. При этом, отмечу, что акцент нередко делается на дебютные работы режиссеров и независимое киноискусство, в котором своеобразная авторская стилистика и глубокое погружение в тему.
Целью нашего фестиваля, который проводится уже в 33-й раз, является не только продвижение новых итальянских фильмов в разных странах мира, но и культурный обмен, - отметила генеральный директор кинофестиваля N.I.C.E. Вивиана дель Бьянко. – Через кино мы стремимся показать, насколько важно сохранять культурное разнообразие, наводить мосты взаимопонимания между народами на языке искусства. Самарканд – очень красивый город, в него невозможно не влюбиться. Мы счастливы, что открываем этот фестиваль в городе, который веками, как и Рим, всегда был перекрестком культур.
Это не первый приезд итальянских кинематографистов в Узбекистан, они уже приезжали для участия в Ташкентском кинофестивале, - сказал генеральный директор Агентства кинематографии Узбекистана Фирдавс Абдухаликов. - Нынешнее событие, это не только демонстрация лент итальянских кинематографистов. Намечается совместный форум, где деятели кино наших стран будут обсуждать совместный проекты. В дальнейшем мы планируем перейти к созданию полномасштабной совместной кинопродукции.
Фестиваль проходил в рамках культурной программы Веронского форума, поэтому в день открытия его гостями стали не только кинематографисты, но и представители бизнес-кругов Италии и Узбекистана. Самым же почетным гостем стал маэстро Аль Бано, которого переполненный зал встретил бурными овациями. И знаменитый итальянский певец, которого знает весь мир, приветствовал всех своим несравненным пением.
В число же фестивальных фильмов, отобранных для Самарканда в 2023 году, вошли работы признанных режиссеров разного жанра - от комедии до драмы, доказывающие, что, несмотря на экономические и политические потрясения последних лет, итальянское кино живо как никогда. Оно мотивировано, не замыкается на себе, а ищет новые мультикультурные языки выражения. Но главное - итальянское кино не закончилось с уходом великих режиссеров Микеланджело Антониони, Федерико Феллини, Франко Дзеффирелли, Бернардо Бертолуччи и других. У них смелые и талантливые продолжатели.
На фестивале были показаны три киноленты: «Дальняя дорога» (La lunga corsa) Андреа Маньяни, «Аманда» (Amanda) Каролина Кавалли, «Солнце будущего» (Il col della avvenire) Нанни Моретти. Все фильмы шли на языке оригинала с субтитрами на узбекском языке. Фестиваль открылся фильмом «Дальняя дорога», снятом на территории Украины.
Фильм Маньяни о юноше, родившемся в тюрьме, но для которого это мрачное заведение поначалу казалось намного безопаснее мира вне его. Тюрьма стала настоящим домом, где с виду грубоватый начальник охраны и заключенная Рокки, посаженная за убийство, заменяют ему родителей. Главный герой, долгие годы преодолевая внутренние и внешние преграды, сталкиваясь с тупой жестокостью и равнодушием мира, идет по дальней дороге обретения себя, своего предназначения.
Две другие киноленты – «Аманда» и «Солнце будущего» - тоже о преодолении, но уже одиночества и ощущения ненужности в обществе, зацикленном на приобретении и деньгах. Отмечу, что «Солнце будущего» участвовало в конкурсе в Каннах в 2023 году, сам режиссер Нанни Моретти лауреат множества национальных и международных кинопремий, включая четыре премии «Давид ди Донателло», «Золотую пальмовую ветвь» и приз за лучшую режиссуру Каннского кинофестиваля.
Триумф Felicita
Концерт "Звезды Сан-Ремо", который прошел в зале «Айван» в Самаркандском туристическом центре стал ярчайшим событием для самаркандцев и гостей города. Безусловно, если б концерт проводился где-нибудь в Самарканде и с заранее размещенными афишами, то думается, для желающих испытать невероятные эмоции и ритмы темпераментной Италии пришлось бы организовывать стадион. И нетрудно представить, что вечер 2 ноября 2023 года для большинства счастливчиков, попавших по пригласительным на концерт, стал настоящим признанием в любви музыке Сан-Ремо – города, известного на всю планету фестиваля итальянской песни.
«Ricchi e Poveri, Аль Бано, Матиа Базар» и великолепный Маурицио Швайцер - официальный двойник Челентано, вернули зрителям молодость, вдохнули жизнь, сделав ее радостнее и, конечно, счастливее.
Итальянская эстрада для человека советского – это не просто музыка, это часть жизни, где есть место для грусти и любви, веселья и тоски. И без Адриано Челентано невозможно представить всемирный успех итальянской песни второй половины XX века. И хотя всем объявили, что выступает не сам артист, а его гениальный двойник, благословленный самим маэстро, но как только заиграли первые аккорды Amore No, зал захлестнула волна неудержимых эмоций. Зрители невольно стали двигаться на своих местах в такт ритмам. Кстати, эти непроизвольные телодвижения не прекращались до конца концерта, во второй половине которого люди уже не могли усидеть на своих местах.
Блестяще выступал новый состав группы «Матиа Базар», известная своим многообразием музыкальных стилей. Молодая солистка Луна Драгоньери до мурашек по коже исполнила старые хиты и новые композиции легендарного ансамбля. И конечно, когда она запела «Римские каникулы» (Vacanze romane), слушателей просто унесло на крыльях музыки и этого сильного и богатого голоса. Подарком для узбекистанцев стало исполнение Луной песни «На Востоке» из репертуара группы «Ялла».
Главным героем концерта стал, конечно, Аль Бано. В свои 80 лет он обладает мощнейшим голосом и энергетикой, которая фонтанирует, заполняя пространство и людей вокруг. Ci Sarа, Angeli, Liberti, Sharazan, памяти Карузо – все эти песни, знакомые с детства, стали гимнами, откровением и чем-то трудно выразимым. А в конце своего выступления, пройдя вглубь зала, постоянно фотографируясь с поклонниками и поклонницами, позволяя всем прикоснуться до живой легенды, дирижируя публикой, которая ему подпевала, он встал на колени посреди зала в благодарность за тот прием, который устроили самаркандцы. И Felicita стала триумфом единения всех находящихся в «Айване» людей.
Всегда задорные, несмотря на уже солидный возраст, Анджело Сотджу и Анджела Брамбати из Ricchi e Poveri закончили концерт на ритмичной веселой ноте Mamma Maria. Уже никто практически не сидел в этот момент на своих местах, все танцевали!
Длившийся более трех часов концерт живого исполнения любимых итальянских эстрадных певцов, который закончился красивейшим фейерверком, пожалуй, запомнится на всю жизнь.
Для справки
Сан-Ремо — это маленький городок на лигурийском побережье Италии. Он был широко известен во всем мире под названием «Города цветов», и не напрасно. Флористы и цветы этого города принесли ему заслуженную славу. До Второй мировой войны он был также очень известен как один из лучших курортов на побережье Италии. На нем отдыхали представители аристократии и высших слоев общества со всего мира.
Считается, что предшественником фестиваля в Сан-Ремо был Национальный песенный фестиваль, прошедший в 1948 и в 1949 годах в Версилье. Больше этот конкурс не проводился из-за финансовых проблем, но он вызвал интерес администратора казино в Сан-Ремо Пьера Буссетти. В свою очередь, Буссетти удалось привлечь к реализации своего нового проекта маэстро Джулио Рацци, директора сети радиовещания RAI.
Эта идея, дающая возможность популяризовать свою, национальную песню, пришлась весьма кстати. Был создан регламент фестиваля. Различным звукозаписывающим студиям, существовавшим тогда в Италии, предложили представить композиции для участия в конкурсе. Всего было получено более 200 песен. И вот, 29 января 1951 года, в местном казино, фестиваль в Сан-Ремо начал свою историю.
В трехдневном конкурсе тогда участвовали три исполнителя с двадцатью песнями. Первой победительницей фестиваля, ставшего в будущем легендарным, стала Нилла Пицци с песней «Спасибо за цветы». Первые диски фестиваля появились только спустя две недели после его проведения. Тираж их был совсем небольшим — всего было продано около восьмидесяти тысяч копий. Но время шло, и уже с 1954 года фестиваль транслируется по телевидению, а в 1977 году переезжает в театр «Аристон», где проводится до сих пор.
Конец пятидесятых и шестидесятые годы стали золотыми для Сан-Ремо. Он получает огромную популярность во всем мире. В 1960 году прямую трансляцию смотрели тридцать миллионов телезрителей! С 1964 года в конкурсе участвуют не только итальянцы, но и знаменитости из других стран. В 1967 году появляется правило, действующее по сей день – каждый исполнитель может участвовать в конкурсе с единственной песней.
Вообще, хотя правила фестиваля неоднократно изменялись, два из них существовали всегда: певцы исполняют оригинальные песни, ранее никогда не звучавшие на публике, а авторами этих песен должны быть обязательно итальянцы. И хотя на фестивале были песни и на французском, и на английском языках, написаны они были неизменно итальянскими авторами.
В семидесятых годах фестиваль в Сан-Ремо переживает большой спад. В числе прочего это было связано и с кризисом в экономике Италии. Самые известные исполнители перестали приезжать на конкурс. В 1975 году из тридцати участников двадцать шесть были дебютантами, и было продано только сорок пять тысяч пластинок.
Эпоха возрождения Сан-Ремо началась в восьмидесятых годах. Тогда фестиваль стал все больше походить на телешоу, чем на конкурс. Однако это нисколько не уменьшает интереса публики к фестивалю. Он объединяет участников самых разных музыкальных направлений. На одинаковых условиях соревнуются знаменитые артисты и начинающие таланты.
Многие лауреаты фестиваля в Сан-Ремо стали настоящими суперзвездами. В их числе Аль Бано и Ромина Пауэр, победители 1984 года, и занявший первое место в 1986 году Эрос Рамазотти. Необычайная популярность фестиваля захватила даже СССР. На телевидении появились отдельные его эпизоды, а в середине восьмидесятых многие известные итальянские звезды, в том числе Аль Бано и Ромина Пауэр, Тони Эспозито, Тото Кутуньо, Пупо, Рикки Э Повери приглашаются на гастроли в Москву и Ленинград. Сейчас фестиваль песни в Сан-Ремо — один из старейших в Европе. Он стал прототипом Еврофестиваля, который потом стали называть Евровидением.
Анастасия ПАВЛЕНКО.
Фото автора.