Чьё будут помнить имя…
Великий поэт Востока Алишер Навои писал: «Не могут люди вечно быть живыми, но счастлив тот, чьё будут помнить имя…» Имя ветерана юстиции Республики Узбекистан Негмата Абдуллаева, чье 100-летие 14 сентября отметит широкая общественность Самарканда, как раз из тех, которые будут вспоминать с величайшим почтением и благодарностью.
Он родился в 1919 году в многодетной семье в кишлаке Тазар Самаркандского района. Имя ему решили дать Негмат, что означает благодеяние, которое как нельзя лучше подходило к будущему юристу. С детства его тянуло к книгам. Ему не было и четырех лет, когда он начал брать в руки букварь братьев Вохиджона и Насимажона. Негматжон не умел читать, но повторял за братьями, имитируя чтение вслух. Наблюдательная, мудрая матушка Нарзияхон, конечно, заметила это и попросила мужа Абдулло-аку, чтобы он отдал сына в школу. Супруг отличался не меньшей мудростью и пониманием, поэтому он внял просьбе и отвел мальчика в школу. Так Негматжон на год раньше окончил семилетку и поступил в педагогическое училище, которое в те годы находилось в здании нынешнего горхокимията. В 1938 году будущий юрист поступил на географический факультет Узбекского государственного университета (ныне СамГУ). Как и его старшие братья, учился только на «отлично».
Неожиданно учебу прервала война. Вторжение войск гитлеровской Германии на Советский Союз Негмат Абдуллаев воспринял остро и одним из первых ушёл добровольцем на фронт. В Алма-Ате прошёл краткосрочные учебные курсы, выучился на связиста и сопровождал фронтовые железнодорожные эшелоны. Однажды поезд, где находился Негматжон, попал под обстрел вражеских самолётов, он был контужен и почти потерял зрение. Долго лечился в военном госпитале в городе Фрунзе (ныне Бишкек), а в 1942 году вернулся домой, в Самарканд, где был назначен командиром батальона военно-учебного пункта.
Война не обошла и двух его старших братьев. Вохиджон, уже будучи доцентом СамГУ, в 1942 году был направлен на фронт в качестве спецкорра самаркандских областных газет «Ленин йули» (ныне «Зарафшон») и «Ленинский путь» (ныне «Самаркандский вестник»). Впоследствии Вохид Абдуллаев стал выдающимся филологом, ректором СамГУ и первым в Самарканде академиком Академии Наук Узбекистана.
Страшным ударом для семьи была весть, что в боях за Москву в январе 1942 года погиб Насимжон Абдуллаев, который, хотя и имел бронь освобождения от армии будучи аспирантом СамГУ, но добровольно вступил в ряды защитников Родины.
Проявленные в годы войны смелость в сочетании с принципиальностью и организаторскими качествами стали весомым доводом для выдачи Негматжону Абдуллаеву направления на работу в правоохранительные органы в 1944 г. Почти полвека он посвятил служению закона, начав с помощника прокурора. Работу Негмат Абдуллаев сочетал с учебой на юридическом факультете Ташкентского государственного университета, который окончил заочно.
Однажды в Пайарыкский район, где Н. Абдуллаев работал прокурором, из Ташкента приехала авторитетная комиссия, которая внимательно изучила его деятельность. На членов комиссии произвела сильное впечатление работа районного прокурора. Высокая ответственность и профессионализм Негмата Абдуллаева были отмечены, и в 1950 году его направили на годичные Курсы повышения квалификации руководящих работников органов Прокуратуры СССР. Здесь особенно проявился талант молодого юриста, вышедшего из кишлака, но блестяще овладевшего русским языком. Из более 80 слушателей со всего Союза, Негмат Абдуллаев оказался в числе лучших шестерых, кто все экзамены сдал на «отлично». Приказом Генерального Прокурора Союза ССР Г. Сафонова от 6 июля 1951 года «отмечая успешное окончание курсов и за отличную успеваемость» юрист 1 класса Негмат Абдуллаев был премирован именными золотыми часами. По возвращении в Узбекистан он был назначен помощником Генпрокурора республики по особо важным делам.
В 1952 году Н. Абдуллаева неожиданно пригласили к руководству республики и, высоко оценив верность служебному долгу, честность и порядочность, сообщили о назначении его прокурором Ферганской области. Негмат Абдуллаев с семьей, где уже подрастали трое детей, приехал в долину и ещё раз убедился, что закон не может быть законом, если за ним нет силы, а самый заклятый враг права - несправедливое отношение к человеку.
Как-то приехав в Фергану, Усман Юсупов, в то время председатель Совета Министров республики, попросил областного прокурора разобраться в одном вопросе.
- В районе Бувайда есть хозяйство имени Ахунбабаева, - сказал У. Юсупов, - председателя и других активистов хозяйства обвинили в хищении госимущества и посадили. А их знают, как основоположников Большого Ферганского канала. Нужно провести служебное расследование и докопаться до истины.
Началась прокурорская проверка, следствие установило, что руководителей хозяйства взяли под арест абсолютно незаконно. Невиновные были освобождены. И таких примеров в жизни Н. Абдуллаева можно привести немало, ведь его кредо на протяжении всей деятельности: защита прав, чести и достоинства человека, твёрдое следование духу и букве закона.
В последующем он работал прокурором Пайарыкского, Ургутского, Тайлякского и Самаркандского районов. Пять раз (редчайший случай) избирался судьёй Самаркандского облсуда.
За безупречную трудовую деятельность Н. Абдуллаев был удостоен многих государственных наград-медалей, грамот Верховного Совета УзССР, хокимията Самаркандской области.
После выхода на заслуженный отдых продолжал активно участвовать в общественных делах правоохранительных органов области. Свой богатый опыт передавал молодым и перспективным кадрам.
Негматжон Абдуллаев всей своей жизнью являл пример высоко эрудированного, волевого и принципиального человека, настоящего профессионала, который стоял на страже верховенства закона. Но особую силу ему давал его надежный тыл, его большая и крепкая семья, и, прежде всего, любящая и заботливая супруга – Маъсуда-ая. Вместе они воспитали девятерых прекрасных детей, которые нашли свой путь в жизни, продолжили нести нравственные традиции семьи.
Старшая дочь – Мухиба, известный в стране педиатр, доктор медицинских наук, профессор, долгие годы заведовала кафедрой СамМИ. Сын - Хикмат, известный учёный, русист, заведовал кафедрой СамГУ. Эльмира и Насиба – юристы, Савлат – майор милиции в отставке. Мехрибон – главный врач корейского медицинского центра. Рано ушедшие из жизни – Матлюбахон заведовала райсобесом, а Иродахон работала предпринимателем. Более 50-ти внуков и правнуков являются достойными продолжателями династии Абдуллаевых.
А вот старшему сыну Юсуфу Негматовичу, профессору, доктору педагогических наук выпала честь стать первым Чрезвычайным и Полномочным Послом Республики Узбекистан в Российской Федерации. В 1994 году был назначен первым ректором Самаркандского государственного института иностранных языков, где проработал около девяти лет. Многие его ученики стали государственными деятелями, учёными, отличными педагогами.
- В ноябре 2012 года отца не стало, - вспоминает Юсуф Негматович, - Он всегда был опорой не только для меня и родственников, но и для очень многих людей, которые часто приходили к нему за советом.
- Благодаря ему, - поддерживает беседу бывший председатель схода граждан махалли «Хаваси» города Самарканда Амон Умаров, - мы сумели отстоять нашу историческую махаллю, что расположена рядом с великой мечетью Биби-Ханым. 20 лет назад местные власти с представителями Ташкента пришли к нам и объявили, что в связи с расширением Сиабского базара наша и часть соседней махалли будут ликвидированы. Эта новость ошеломила нас всех. Мы пришли за советом к Негмат-бобо. «Как так, - возмутился он, - наша махалля относится к старейшей части города! Пусть для базара и магазинов находят другое место. Мы будем жаловаться лично президенту страны». И действительно, он написал аргументированное письмо главе государства, которое подписали более 70-ти жителей махалли. Ответ из Ташкента был положительным, и от сноса махаллей отказались. Теперь, спустя много лет, на защиту старого города встало ЮНЕСКО. А ведь ещё тогда Негмат-бобо как будто предвидел это и отстаивал сохранность исторической части Самарканда.
- Мне выпала большая честь быть учеником Негмата Абдуллаевича, - говорит ветеран юстиции Равшан Усманов. - Свою трудовую деятельность я начал секретарём Сиабского народного суда. По долгу службы мы часто общались. Он был строгим и требовательным человеком, но в нужное время поддерживал, советовал. Мой учитель часто повторял, что правосудие есть основа всех общественных добродетелей, а фундамент государства – справедливость. В том, что я имел честь работать членом Верховного Суда Узбекистана, председателем Навоийского облсуда есть и заслуга моего наставника и замечательного человека Негмата Абдуллаевича.
Захир ХАСАНЗОДА,
член творческого Союза
журналистов Узбекистана.