Чайные традиции в Узбекистане

Известно, что в жизни среднеазиатских народов приготовление и употребление чая играло и играет большую роль. Не зря есть такая известная узбекская пословица "Чай не пьешь - откуда силы берешь?". С продажей и употреблением чая связаны многие производств: типографии печатают разработанные художниками упаковочные коробки, изготавливается специальная чайная посуда и приборы, кондитеры изощряются в приготовлении сладостей для чаепития.

Но самое главное нужен чай. В конце XIX - начале XХ века обычно он приобретался на заграничных рынках: в Шанхае и Ханькоу (Китай), в Коломбо (остров Цейлон) и Калькутте (Индия). Чай доставлялся в Среднюю Азию двойным путем - через Владивосток по железной дороге и морским путем - через пролив Дарданеллы на Новороссийск и Баку. В том и другом случае товар находился в пути около полутора месяцев.

Обычный расход чая при нормальных условиях мирного времени считался здесь на душу населения в течение года. Для местного населения от трех до четырех фунтов (1 фунт= 453 гр), для русского населения - около одного фунта. Разница между объемом потребления чая велика, так как русские поселенцы, кроме чая, употребляли кофе, какао, квас и другие напитки. Чай предпочитали черный. В то время как местные жители пили и до сих пор сохраняют свое пристрастие к зеленому чаю, который заваривается только один раз, тогда как черный чай давал 3-4 настоя. Чай пили и дома, и в чайханах почти целый день.

Туркестанская вода на вкус жесткая, поэтому требовались чаи с сильным настоем. В основном, они были цейлонские и индийские, составляли 3/4 от общего количества закупаемого чая. В то время как китайские сорта составляя 1/4 часть. Закупка чая проходила исключительно за валюту из металла. В Китае покупали за китайские ланы, на Цейлоне - за английские центы, которые копили местные купцы.

Сезон закупок чая обычно наступал в мае и продолжался в течение двух месяцев, а в Коломбо (о. Цейлон) сбор чая и его покупка шли круглый год, благодаря прекрасным климатическим условиям. Поставщики чая учитывали вкусовые пристрастия местного населения. Так, в Андижане жители употребляли чай сорта Вайзан, который закупался в Фунжоу (Китай). В Самарканде 75% населения пили чай сорта Махин, 24% - сорта Лунка и только 1% самаркандцев употреблял черный чай.

В Туркестане главным монополистом по доставке, развесу и упаковке чая была фирма "Губкин-Кузнецов и Ко", которую основали в 1885 году в Самарканде. Она могла обрабатывать около 16 миллионов фунтов чая в год. В Коканде и Ашхабаде тоже располагались чаеразвесочные фабрики, но там чай перерабатывался в значительно меньших количествах.

У фирмы "Губкин-Кузнецов и Ко" были подходящие для обработки чая помещения - большие, светлые и хорошо проветриваемые. К помещениям предъявлялись особые требования. Главное, чтобы в них не было посторонних запахов, так как чай по своим особенностям сразу впитывает запахи. Здание этой фирмы ранее располагалось в нынешнем Главпочтамте в Самарканде. В цехах вмещалось и обрабатывалось более одного миллиона фунтов чая в месяц, для чего на ручных весах было занято около 600 рабочих.

Упаковочные коробки печатала самаркандская типография Морозова, здание которой располагалось и существует в наше время напротив Самаркандского института экономики и сервиса. В 1919 году фирма "Губкин-Кузнецов и Ко" была реорганизована в Самаркандскую чаеразвесочную фабрику, которая функционирует и по сей день, удовлетворяя нужды местного населения и поставляя чай во многие регионы ближнего зарубежья.

Статья написана по фондовым источникам Самаркандского областного архива.

О. АРТЕМОВА,

специалист Самаркандского государственного областного архива.