Блэкаут: энергосистема дала исторический сбой

25 января 2022 года войдет в историю энергоснабжения (и не только) Центральной Азии как блэкаут, когда три государства, объединенных в единую региональную энергосистему, остались без электричества. В Узбекистане электричества не было более семи часов. О том, как развивались события, какие предпринимались меры по стабилизации ситуации, реакции госслужб и обычных граждан на техногенное ЧП, а также возможных причинах, - в обзоре «СВ».

Горсвет не виноват

По сообщению Министерства энергетики РУЗ, во вторник, в 10:57, в результате крупной аварии в электросетях Республики Казахстан произошло отключение электроэнергии в городах Алматы, Шымкент, Тарас, Туркестан (области) и прилегающих районах. В результате в энергосистеме Кыргызстана, в том числе в Бишкеке, Оше и во всех других городах, наблюдались перебои с подачей электроэнергии. Узбекская электросеть, которая подключена к Единой электрической сети, была повреждена в результате аварии. В результате электроэнергия была отключена в Ферганской и Ташкентской областях, Ферганской долине, Сырдарьинской, Джизакской, Самаркандской, Навоийской, Кашкадарьинской областях.

Благодаря работающей на собственных генераторах станциях обычной и сотовой связи, населению страны стала доступна информация о ситуации и о том, что принимаются меры по запуску каждой ТЭЦ отдельно, а подключение энергосбережения в городах будет проходить поэтапно.

Привыкшие к отключениям в электросети узбекистанцы довольно спокойно восприняли эту новость, в социальных сетях и телеграм-каналах даже стали появляться юмористические ролики на эту тему. К примеру, жителям Самарканда вообще не привыкать к перебоям в электро-, водо- и газоснабжении. Люди уже знают, чем надо запасаться в магазинах в таких случаях. Так, в первые часы после объявления блэкаута во многих супермаркетах самым востребованным товаром стали спички, свечки, батареи, фонарики и многолитровые емкости с водой. Отметим, что вместе с отключением электричества перестали работать водозаборы и канализация, зато подавался газ.

Сложнее пришлось тем, кто застрял в лифтах и на канатных дорогах, кто находился на операционном столе, двигался в метро или поезде, летел на самолете. Однако, несмотря на коллапс, сведений о жертвах пока не поступало. Аэропорты, оставшиеся без света, через несколько часов вновь стали принимать рейсы. Пассажиров из метро и поездов эвакуировали. Людей вызволили из лифтов и сняли с канатки. В больницах подключили генераторы.

В первые же часы в связи с масштабным отключением электроэнергии в Узбекистане «практически весь личный состав органов внутренних дел был привлечён к обеспечению общественной безопасности, порядка на дорогах, а также охране личного имущества граждан», сообщила пресс-служба МВД. К имеющимся патрульным направлениям было дополнительно составлено более 6600 направлений по всей стране, где несут службу свыше 12 тысяч сотрудников и 1400 единиц служебного автотранспорта, говорится в сообщении. В штатном режиме работает служба «102». Сотрудники правоохранительных органов продемонстрировали, что они получают свою зарплату из бюджета не зря – обошлось без аварий.

Под личным контролем Президента

Надо отметить, что ситуация с перебоями в электроснабжении была взята на личный контроль Президента. Как сообщала пресс-служба первого лица государства, практически каждую минуту Президенту докладывали о проводимой работе по стабилизации энергосистемы. Население призывалось к сохранению спокойствия, чтобы оно не поддавалось тревоге и панике.

По поручению Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева создана правительственная комиссия под председательством премьер-министра А. Арипова для выявления и устранения причин масштабного отключения электроэнергии в стране.

Комиссии было поручено, в первую очередь, восстановить процесс генерации и электроснабжение потребителей путём подачи напряжения в электрические сети высокого и низкого напряжения. Перед представителями энергетической отрасли поставлен ряд задач по недопущению повторений неполадок, выявлению причин, разработке мероприятий по обеспечению стабильности электроснабжения и их немедленной реализации.

«Узбекская энергосистема, являясь частью единой региональной энергосистемы, имеет систему защиты от аварий на Ташкентской и Сырдарьинской теплоэлектростанциях (ТЭС), которая, в случае возникновения угрозы, автоматически отключает обе станции. Их отключение, в свою очередь, негативно отразилось на работе Талимарджанской и Туракурганской ТЭС», — говорилось в сообщении Минэнерго.

Кроме того, с учётом сложившейся ситуации жителей просили «рационально использовать электроприборы в доме и без надобности не включать дополнительные электрические устройства.

Свет есть, газа нет…

Спустя более семи часов в страну стали постепенно возвращаться свет и вода. Ночь прошла относительно стабильно. Хотя веерные отключения электричества продолжались, но люди успели зарядить свои мобильные телефоны, обогреть электроприборами свои жилища. По состоянию на 9:30 26 января энергоснабжение в Узбекистане было восстановлено на 70%. В первую очередь электроэнергией были обеспечены население и социальные объекты. Однако население заметило резкое снижение давления газа.

Пресс-служба предприятия «Худудгазтаъминот» сообщила неприятную новость: «В связи с длительным отключением электроэнергии 25 января была временно приостановлена работа 64 месторождений Газлийского, Шуртанского и Мубарекского нефтегазодобывающих управлений компании «Узбекнефтегаз». Это привело к падению давления в магистральных газопроводах компании «Узтрансгаз» и местных сетях «Худудгазтаъминот». Сейчас в ряде районов города Ташкента, Ферганской долины, Сурхандарьинской и Ташкентской областей наблюдается снижение давления природного газа либо его отсутствие. Подчеркнем, что и в Самаркандской области тоже сложилась такая ситуация.

«Принимаются все необходимые меры для восстановления давления и подачи природного газа потребителям», — говорилось в сообщении. – «По адресам, где в настоящее время наблюдается отсутствие газа либо снижение давления при его подаче, необходимо выключить всё газоиспользующее оборудование и проверить помещение на отсутствие запаха газа. При необходимости можно позвонить в колл-центр по номеру 1104 либо в аварийно-диспетчерскую службу по номеру 104».

К сожалению, перебои с добычей газа вновь сказались на выработке электроэнергии. Министерство энергетики Узбекистана сообщило, что Сырдарьинская ТЭС стала производить только 800 МВт, Талимарджанская и Туракурганская ТЭС не работали из-за отсутствия газа.

Из-за снижения добычи газа в стране была остановлена на краткосрочный период работа автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. Также приостановлена подача газа объектам не социального значения и юридическим потребителям. Вырабатываемый газ в полном объёме направляется на ТЭС, социальные объекты и населению.

«Исходя из существующих производственных мощностей, электроэнергия в некоторые регионы страны подаётся попеременно. Всё ещё принимаются необходимые меры для устранения проблем и сбоев в энергосистеме», — отмечалось в сообщении Минэнерго, которое цитировала gazeta.uz.

Майнеры или износ?

Теперь о возможных причинах исторического масштабного сбоя энергосистемы сразу в трех странах. Напомним, что Минэнерго Узбекистана сразу указала на аварию в казахстанском сегменте энергосети, что власти Казахстана опровергли. Тем не менее вероятность того, что именно в соседнем государстве имеется ключ к проблеме довольно велика. И вот почему.

Как сообщается на сайте spot.uz, после того, как в сентябре правительство Китая запретило любые операции с криптовалютами, многие криптомайнеры перевезли оборудование в соседний Казахстан. Так страна оказалась на втором месте по добыче криптовалют (на первом — США).

C начала октября в шести регионах Казахстана были зарегистрированы масштабные отключения электричества. По мнению правительства, это связано с растущим числом незарегистрированных криптомайнеров, нелегально генерирующих криптовалюты дома и на предприятиях. В связи с этим казахстанская компания по управлению электрическими сетями KEGOC временно - с 24 по 31 января - отключила от энергоснабжения предприятия, занимающиеся добычей криптовалют.

Президент Ассоциации блокчейна и индустрии дата-центров в Казахстане Алан Дорджиев считает, что проблемы с электроэнергией связаны, скорее, не с майнерами, а с инфраструктурой.

«Майнинговый бизнес сворачивается, по всей видимости, потому что с такими перебоями электроэнергии уже ничего не сделаешь. Сколько раз мы говорили - по сути проблемы с электроэнергией не в майнерах. У нас вся система находится на грани, износ станций - больше 70%, возраст станций - около 40 лет в среднем по Казахстану. Цены на электроэнергию всегда сдерживались, и индустрия оставалась серьёзно недофинансированной. А майнеры, по сути, стали на какой-то момент оправданием для КЕGOC и Министерства энергетики», - отметил он.

Другая версия энергоколлапса – застарелые проблемы в энергосистеме. В Концепции обеспечения Республики Узбекистан электрической энергией на 2020-2030 годы отмечено, что существует ряд проблем, основными из которых являются:

низкий КПД (25-35 процентов) введенных более 25 лет назад энергоблоков

ТЭС и высокий удельный расход топлива по сравнению с современными ПГУ (в 2 раза);

высокий уровень износа распределительных сетей и трансформаторов, что приводит к перебоям в снабжении и ухудшению показателей качества электрической энергии;

низкая пропускная способность значительной части действующих ЛЭП и трансформаторов ограничивает возможность поставки электрической энергии потребителям в требуемых объемах;

низкий уровень автоматизации и цифровизации объектов электроэнергетики негативно влияет на возможность предотвращения и быстрой ликвидации технологических нарушений.

Безусловно, мы подождем заявления правительственной комиссии об официальной причине блэкаута, но уже сегодня ясно, что ущерб от масштабного сбоя энергосистемы колоссальный. Станет ли это уроком для Минэнерго и скорейшем решении застарелых проблем – покажет время. А нам всем терпения!

Подготовила Анастасия ПАВЛЕНКО.