Биби-ханым: начало изучения и возрождения

Работы на Биби-ханым уже велись полным ходом, когда в августе в Самарканд прибыл основной состав экспедиции, во главе с самим профессором Н. И. Веселовским. Граф А. Бобринский пробыл в Самарканде несколько дней и ознакомившись с его памятниками высказал свое мнение, что главнейшей задачей Археологической Комиссии будет поддержание и сохранение для потомства и науки великих памятников древней культуры. А. Бобринский поручил для начала составить смету расходов, необходимых для поддержания мечети Биби-ханым. На запланированные работы была выделена относительно небольшая сумма - 10 000 рублей.

Для определения точной планировки мечети Н. Н. Щербина-Крамаренко приступил к пробным раскопкам на его территории и под фундаментами зданий. Эта попытка дала блестящие результаты, показав истинные размеры Биби-ханым, которые оказались внушительными. Из-под толстого слоя мусора и земли на свет проступили очертания мечети. В ходе раскопок были обнаружены более ста баз, расположенных в строгом порядке и служащими когда-то основаниями для колонн, поддерживающих огромный навес над молящимися.

Два воспитанника Академии Художеств занимались тщательным копированием по калькам узоров с изразцов мечети и других украшений декора. Художник-фотограф С. М. Дудин запечатлевал на фотокамеру виды зданий, а П. П. Покрышкин трудился над планами и чертежами. Экспедиция проработала в Самарканде 1895-1896 и 1897-1898 годы, собрав богатый исторический материал для изучения.

Частые землетрясения сильно влияли на сохранность старинных архитектурных зданий. В сентябре 5 числа 1897 года в Самарканде произошло очередное землетрясение, во время которого сильно обрушилась значительная часть отделанного мрамором портала главного входа Биби-ханым. Губернатор Самаркандской области граф Н. Я. Ростовцев уведомил о случившемся Туркестанского генерал-губернатора А. И. Вревского и Императорское Московское археологическое общество. В ответ последовало предписание собрать и сохранить все отпавшие части мечети и осмотреть повреждения во всех остальных архитектурных памятниках и мечетях города. Все собранные куски отпавшей облицовки были пронумерованы и сложены в специально построенном для этого здании, которое обошлось городу в 300 рублей.

В 1899 году Российским правительством было ассигновано 13 000 рублей на издание альбома «Описание самаркандских мечетей». Усилиями экспедиции работы были сосредоточены, в основном, на памятниках Биби-ханым и Гур-Эмир, а также начаты на некрополе Шахи-зинда. Помимо этого, впервые были проведены работы по реставрации утерянных участков майолики. Среди приезжих специалистов в 1897-1898 годы на самаркандских памятниках трудился ставший впоследствии известным молодой архитектор А. В. Щусев.

К 1905 году в свет вышел первый альбом из намечавшейся серии «Мечети Самарканда», посвященный мавзолею Гур-Эмир. Следующим за ним должен был быть альбом, посвященный мечети Биби-ханым, но, к сожалению, ему не суждено было появиться на свет. Труды работников экспедиции на памятниках не прекращались на протяжении 1905 и 1907 годов и финансировались небольшими суммами. Далеко не все из того, что было запланировано историко-архитектурной экспедицией, удалось воплотить в жизнь. И хотя в те годы археология как наука находилась еще в зачаточном состоянии и практически не имелось опыта по реставрации архитектуры, начало по сохранению памятников архитектуры Самарканда было положено. Эти труды не пропали даром и легли в основу дальнейшего научного изучения истории и культуры Средней Азии.

В первые годы после революции, естественно, всем было не до памятников культуры и работы по их изучению были прерваны. В начале 1919 года новое правительство сочло своим долгом обратить внимание на уцелевшие памятники культуры в Самарканде, когда на специальном совещании был поднят вопрос о принятии срочных мер по их охране, но за неимением финансовых средств работы были отложены. В 1920-е годы Советским правительством был вновь поднят вопрос о детальном изучении состояния памятников Самарканда и образована специальная комиссия Туркомстарис, в обязанности которой входили охрана, ремонт и реставрация зданий. В состав Туркомстариса вошли прекрасные специалисты, имевшие за плечами большой опыт работы; В. Л. Вяткин, Б. Н. Кастальский и другие. Но и тогда мечеть Биби-ханым и ее усыпальница были внесены в список архитектурных объектов, совершенно погибших и не подлежащих восстановлению.

В те годы работы на первых порах коснулись лишь благоустройства памятника: были снесены лавки и очищена территория вокруг мечети. Техническая реставрация этого памятника требовала, помимо крупных материальных затрат, предварительного и углубленного его изучения. В 20-30-х годах появились труды, более полно освещающие историю памятника;

произведены обмеры оставшихся на поверхности частей;

обследована площадь двора;

исполнены большие работы по фиксации росписей мечети.

В дальнейшем в, результате подробного археолого-архитектурного изучения здания был составлен проект графической реставрации мечети, созданной в свое время лучшими мастерами того времени. Однако в последние годы Советского Союза бытовало мнение о необходимости законсервировать памятник вместо его реставрации.

Став независимым, Узбекистан форсировал затянувшиеся реставрационные работы и к началу туристического сезона 2003 года, реставрационные мастерские под руководством главного инженера Ходихона Акобирова представили жителям и гостям Самарканда почти полностью восстановленное сооружение. По качеству этой реставрации существует много мнений, но факт остаётся фактом - отныне Самарканд не встречает больше гостей руинами. 

Александр ГАЛАК,

член Творческого союза художников Узбекистана,

краевед.

Из истории архитектуры мечети

Вход на территорию мечети украшал гигантский пештак, представлявший самостоятельное архитектурное сооружение. Обширный двор мечети окружала аркада, за которой со всех четырех сторон располагались крытые галереи, образованные рядами колонн. Боковые галереи посередине прерывались сравнительно небольшими портально-купольными зданиями. В глубине двора поднимался второй сорокаметровый пештак, и сейчас еще сохранивший величественную арку и граненные минареты на углах. За ним высилось здание главного «святилища», увенчанное полусферическим гладким бирюзового цвета куполом… 

Композиция ансамбля Биби-ханым построена на сложном сочетании архитектурных форм и цвета. Роль своеобразного модуля играет стрельчатая арка в прямоугольном обрамлении. Множество арок, то дробящихся в ячейках сталактитов, то вырастающих до гигантских размеров, внесло в архитектуру сложный ритм, сделало особенно ощутимыми масштабные соотношения и вместе с тем объединило все в одно целое. Единство художественного замысла проявилось и в цвете узора. Стены мечети покрыты сеткой крупных ромбовидных фигур и куфических надписей, выложенных по терракотовому фону кирпичной кладки синими, голубыми и белыми изразцами. Голубой цвет преобладает в узорной кладке стен, он звучит в украшении пештаков и, пронизывая, таким образом, всю систему архитектурного декора, безраздельно господствует в изразцах большого бирюзового купола, как бы слившегося с небом.

Архитектура мечети была обращена к массе людей, заполнявших в дни богослужений двор и площадь перед зданием. Мечеть поражала величием пространственного решения, тонкостью пропорций, богатством декора. Над большим и высоким квадратным помещением, расширенным с каждой из сторон глубокой нишей, вознесен купол, плавный переход к которому образуют тромпы, конструктивно дополненные щитовидными парусами. В среднеазиатских монументальных постройках конца XIV-начала XV вв. над основными помещениями обычно высятся двойные или даже тройные купола. В скрытом от глаз пространстве между наружным, опирающимся на барабан, и внутренними куполами возведены опорные кирпичные ребра. Несмотря на то, что сейчас от некогда грандиозного сооружения сохранились лишь руины, даже по ним можно понять величие замысла зодчих и ощутить огромную силу их вдохновенного мастерства. В целом архитектурно-художественный образ мечети Биби-ханым представляет сложное явление, в содержании которого отразились и религиозные цели, ради которых строилась мечеть, и идеи прославления Темура, и вместе с тем несравненно более широкое мистическое представление о мире. «Купол был бы единственным, - писал о мечети Биби-ханым современник Шарафаддин Иезди, - если бы небо не было его повторением, и единственной была бы арка, если бы млечный путь не оказался ей парой».

Начало в № 4.