Археология Самарканда: у истоков исследований

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

 На имя Туркестанского генерал-губернатора поступило сообщение от 26 ноября 1883 года из Археологической Комиссии, где сообщалось, что ввиду важности Туркестанского края в археологическом отношении, необходимо чтобы раскопочными работами руководило лицо, подготовленное и компетентное. Работы В. Крестовского на Афрасиабе по решению Археологической комиссии были приостановлены, а их продолжение поручено специалисту востоковеду Николаю Ивановичу Веселовскому.

Выбор комиссии пал на его кандидатуру неслучайно. Он был в то время одним из ведущих специалистов по истории Средней Азии и его перу принадлежали научные работы по этому региону. Еще в 1882 году членом-корреспондентом Русского археологического общества Н. Веселовским был составлен проект программы по сбору сведений о древних городах Туркестана. Таким образом приезд в Самарканд Веселовского являлся логическим продолжением его деятельности.

Востоковед, профессор С.-Петербургского университета Н. И. Веселовский прибыл в Самарканд в 1884 году. Вместе с первым профессиональным исследователем приехали и другие члены археологической экспедиции. После подготовки под руководством старшего члена экспедиции Н. Веселовского были начаты работы на Афрасиабе. По распоряжению генерал-губернатора в Самарканд отправлены два топографа для снятия подробного плана городища Афрасиаб.

 Императорская Археологическая комиссия изыскала средства и направила Н. Веселовского в Туркестан сроком на десять месяцев. Перед ученым поставили много задач, главной из которых было систематическое изучение городища Афрасиаб. Кроме этого, Николай Иванович должен был произвести разведку древнего города Ахсы на правом берегу Сырдарьи в Ферганской области, осмотреть развалины городов Зеравшанской долины и Бухары, а также ознакомиться с содержанием частных археологических и коллекций найденных в Туркестане кладов.

Позже в своем отчете Н. Веселовский запишет: «Всюду я видел следы великих разрушений, следы древней, давно исчезнувшей культуры, следы страшных переворотов, испытанных Средней Азией от великих завоевателей, от алчных кочевников и междоусобий мелочных честолюбцев, тех переворотов, которые расстроили её некогда замечательное благосостояние, подавили в народе всякую энергию, все его духовные способности и низвели его на такую жалкую, убогую роль, что жители, на сколько они могут судить о прошлом по случайным находкам древностей, сами дивятся тому, что было прежде и что стало теперь».

Предварительного опыта археологических работ Н. Веселовский не имел и ему предстояло приступить к ним на Афрасиабе впервые. Изучив территорию старого городища, он пришел к выводу, что прежде это был большой город со всем необходимым, где могло разместиться значительное количество населения. Жизнь городища прекратила свое существование века назад и представляла собою зрелище в виде оплывших и бесформенных возвышений и бугров, среди которых крайне затруднительно было разобраться и сориентироваться.

Исследовав сохранившиеся пещеры и подземные ходы, Н. Веселовский приступил к раскопкам. Для этого он решил начать рыть широкую траншею от обрыва крепости на запад, выбрав это место как удобное для работ. Сначала количество рабочих равнялось 30-40 человек, но потом целесообразно было сократить их число до 16. Начав работы от цитадели в западном направлении, он прошел по всему Афрасиабу к мазару Данияра. Помимо этого, раскопки велись еще в самой цитадели и у базара плетенками.

 Перед ученым стояло много неразрешенных вопросов, ответы на которые могли дать только археологические раскопки: возраст города и его планировка, а также время и причина упадка.

Территория городища была буквально усеяна глиняными черепками и медными монетами, среди которых иногда попадались древние, греко-бактрийские, сасанидские и китайские. Среди попадавшихся находок колец и браслетов было также немало бус и украшений для волос. Качество и художественное исполнение фрагментов посуды свидетельствовало о довольно высоком уровне мастеров прошлого. Особенно интересными были находки терракотовых фигурок и головок, а также оссуариев – глиняных гробов. Причем лица у фигурок были по типажу похожи как на греческие, так и персидские, и даже монгольские.

Во время раскопок Н. И. Веселовского посетил самаркандский любитель старины и собиратель древностей Мирза Бухари, их встреча стала поводом для дружеского общения двух людей, объединенных одним интересом. Веселовский ознакомился с богатейшей коллекцией Мирзы Бухари и приобрел у него 1202 предмета.

Многие предметы, извлеченные Н. Веселовским из земли, послужили поводом к ряду определенных выводов и предположений, проливающих свет на историю прошлого Самарканда. Заключения, сделанные им в результате работ, оказались очень ценными и были подтверждены позже его последователями. Им была высказана мысль о том, что город Мараканда и есть тот самый Самарканд. Веселовским было выяснено, что в Самарканде еще с древних времен существовало производство стекла, а поход Александра Македонского повлиял на распространение греческой культуры в крае. Артефакты подсказали, что, помимо зороастризма, в этом регионе получили распространение буддизм и другие вероучения, а искусство в целом находилось в древние времена на довольно высоком уровне. Веселовский также пришел к важному выводу, что город представляет из себя наслоения нескольких различных культур и был оставлен жителями вследствие полного его разрушения войсками Чингизхана.

Несмотря на то, что многие ожидаемые надежды не осуществились и не были найдены ни клады с драгоценностями, ни экстраординарные находки, для науки результаты этой экспедиции оказались довольно ценными и важными. Первая археологическая экспедиция, проработав на Афрасиабе несколько месяцев, собрала обширный и достоверный материал, а ее результаты послужили основой, для дальнейшего изучения истории Самарканда. Согласно своего плана Н. И. Веселовский после Афрасиаба направился в другие места Туркестана. Впоследствии Н. Веселовский посвятил теме Афрасиаба ряд статей и докладов и готовил научные издания. Именно его трудами были проложены вехи и направления, по которым в дальнейшем продвигались исследователи – продолжатели.

Десять лет спустя, в 1895 году Н. Веселовский вновь приезжал в Самарканд, где он успел ненадолго вернуться к работам на Афрасиабе.

В связи с постепенным накоплением находок, естественно, стоял вопрос об их сохранении и устройстве специального помещения. Идея об устройстве в Самарканде музея для хранения и изучения найденных древностей неоднократно поднималась и обсуждалась. В июле 1896 года в одной из комнат домика при свято-Георгиевской церкви был открыт городской музей и с течением времени количество экспонатов музея из городища Афрасиаб и других мест неизменно росло и пополнялось.

Александр ГАЛАК.

Продолжение следует.