Алишер Навои в Самарканде

Одним из самых достоверных источников о жизни Алишера Навои считается книга историка Гиясиддина Хондамира «Макарим ал-ахлак» («Книга благородных качеств»), написанная в 1501 году. Именно от него мы узнаем о пребывании великого поэта в Самарканде.
Благодаря Г. Хондамиру, мы узнаем, что Алишер Навои начал ходить в школу в четырехлетнем возрасте, был очень любознательным и одаренным мальчиком. В 15 лет он был известным как поэт под псевдонимом Навои, что означает в переводе «мелодичный», «напевный».
В семье А. Навои очень ценили литературу. Его дядя Абу Саид писал стихи под псевдонимом Кабули. Другой дядя Мухаммад Али был хорошим музыкантом, поэтом и известным калиграфом (под псевдонимом Гариби).
Уже в школьные годы он стал увлекаться поэмой Фаридааддина Аттора «Логика птиц», тогда же Навои решает стать дервишем, чему воспрепятствовали родители.
Более, чем трехлетнее пребывание А.Навои в Самарканде с конца 1465 по апрель 1469 года сыграло важную роль в формировании Навои как личности и поэта. Вот как пишет Гиясиддин Хондамир об этом: «Навои отправился в Самарканд к достойному мужу, прибежищу знания - Ходже Вазил аллаху Абуль Лейм, который из-за великой своей учености получил прозвище «второй Абу Али-Сина». Заняв келью в ханаке этого достойного мужа, он некоторое время усваивал знания должным образом».
Именно в Самарканде Навои познакомился с творчеством Саккаки и других поэтов, писавших на староузбекском языке. В кругу его самаркандских друзей и знакомых оказались правитель Ахмед Ходжибек, писавший стихи под литературным псевдонимом Вафаи, старые и молодые ученые Абулайси, Мухаммед Алим Самарканди, Ходжа Хисрау, Алал Шоти, Фазил Самарканди, Джаухари, Халилуло Самарканди.
Навои восторженно отзывался о своём наставнике, ученом и поэте Ходжа Джалаллидине Фазуле Абулайси, которого поэт называет «ученейшим из ученых Самарканда». Абу Лайси был знатоком философии, логики, права, математики, литературы и арабского языка. Он очень внимательно относился к своим ученикам, особенно к Навои. В его медресе Навои занимался два года, изучал труды Платона и Аристотеля, Ибн-Сины и самаркандских философов.
Интересно впечатление А.Навои о Самарканде, который он уподоблял раю, а воды Зеравшана называл «медом, дающим много пользы человеку».
«Все благоустройство Самарканда и Бухарской долины зависит от Руди Кухака (Зеравшана)». Сам же Кухак (нынешняя Чупаната) назван поэтом «сокровищем мира», а каждый его камушек - жемчугом.
Все это дает нам право сказать, что Самарканд в ХV веке стал колыбелью великого узбекского поэта, который оставил миру свыше тридцати замечательных поэтических и прозаических произведений: «Фархад и Ширин», «Хамса», «Хазаинкуль-Мазни» («Сокровищница мыслей»), «Малджалисун-Нафис» («Собрание избранных»), «Лисон ут Тайр», ( «Язык птиц»), «Хамсатул Мухатайри» ( «Пятерица смятенных») и другие. Получив глубокие знания философов-гуманистов в Самарканде, Навои навсегда уверовал во всесилие человеческого труда и научной мысли. «Из всех творений, - писал Навои,- самое священное - человек».
Зарина ЭГАМБЕРДИЕВА,
преподаватель кафедры гуманитарных наук и информационных технологий СамГИИЯ.