Как и сколько зарабатывают самаркандцы в Америке?
Америка для самаркандцев имеет особое значение, и с каждым годом интерес к этой стране только усиливается. В прошлом году более 20 миллионов человек подали заявки на участие в лотерее Грин-кард, которая дает право на легальную миграцию. Почему же так много людей хотят поехать в Америку и работать там? Какие возможности открываются перед ними и чем удивляет свободная страна туристов? Ответы на все эти вопросы мы получили, посетив Штаты и пообщавшись с нашими соотечественниками в Нью-Йорке.
Узбеки в штатах
Число выходцев из Узбекистана, проживающих в Соединенных Штатах Америки, может достигать сегодня полумиллиона человек. В одном только Бруклине - «спальном» районе Нью-Йорка - обитает более пятнадцати тысяч этнических узбеков. Кроме них, здесь много русских, украинцев, индусов, мексиканцев и не только. Кстати, радует, что работники многих медицинских клиник, точек общепита и торговых центров владеют русским языком, прогуливаясь по улицам, можно увидеть вывески с восточными названиями ресторанов и кафе, где готовят блюда национальной узбекской кухни. Здесь работают наши соотечественники, а владельцами конечно же являются выходцы из Узбекистана, которые несколько лет назад иммигрировали в страну. Особым спросом пользуется «Супермаркет Ташкент», который хоть и дороже местных маркетов, но именно здесь выпекаются ароматные лепешки, самсу и патыр. Здесь с легкостью можно найти восточные сладости, специи и даже курут.
Если кому-то кажется, что самаркандцы в Америке живут как-то иначе, не соблюдая обрядов и не придерживаясь традиций, то они ошибаются. Здесь многие мигранты знают друг друга и даже дружат семьями. Они играют свадьбы, проводят поминальные обряды и другие традиционные мероприятия точно так же, как на своей родине. Но об этом чуть позже, а пока хочу остановиться на трудоустройстве мигрантов.
Женщины в Америке работают, в основном, сиделками, занимаются уборкой либо сортировкой продуктов питания на складах. Мужчины заняты на стройке, работают дальнобойщиками или же таксуют. Очень редко можно встретить наших на других должностях, но исключения существуют. Что касается заработной платы, то она здесь почасовая, а деньги поступают раз в неделю на карту.
К примеру, минимальная зарплата «хоуматтендента» - так называют сиделок в Штатах - составляет тысячу долларов в неделю, в зависимости от отработанных часов. Максимальная сумма может достигнуть свыше двух тысяч долларов в неделю, если работать круглые сутки. Конечно, американское правительство ограничивает количество рабочих часов, но наши предприимчивые земляки находят выход из этой ситуации и оформляют документы на своих мужей, знакомых и т.д. Правда, приступить к работе можно только после наличия сертификата о прохождении курсов.
Курсы организуются бесплатно (на русском языке). В течение трех месяцев слушателей обучают медицинским навыкам, как снять ЭКГ, поставить капельницу, взять кровь на анализ, сделать любые уколы, провести дыхательные и ушные тесты и прочему.
Работу найти здесь несложно. Во всех точках общепита есть газеты с русской рекламой, с предложением вакансий. Кроме того, есть известный всеми способ – через знакомых. Можно обратиться и в офисы, где предложат варианты.
Заработная плата мужчин на стройке чуть ниже, чем у хоуматтендента, но все опять-таки зависит от отработанных часов. Дальнобойщики зарабатывают выше, чем строители, но здесь требуется разговорный английский. Другими словами, знание английского дает шанс на повышенный заработок.
Борьба с нелегальной миграцией
Наверняка, мало кого обрадовала новость о том, что в США перестанут впускать граждан Узбекистана, пытающихся въехать через Мексику. В сообщении посольства говорится о том, что отныне граждане будут содержаться под стражей до разрешения их иммиграционного дела. В посольстве также напомнили, что лицам, незаконно пересекающим границу США, будет запрещен законный повторный въезд как минимум на пять лет. Членов семьи, которые помогают лицам незаконно мигрировать, могут навсегда лишить права на получение американской визы.
Не знаю, как повлияет это на нынешнюю жизнь иммигрантов, но сейчас их в Бруклине больше, чем легальных граждан, прибывших по программе Грин-кард. При этом люди чувствуют себя здесь в безопасности. Пообщавшись с женщинами (они не хотели раскрывать свои имена), я поняла, что без работы и денег они не остались.
- Буквально на следующий день я нашла работу сиделкой, - говорит одна из собеседниц. – Долгие годы работала в Москве флористом, но по приглашению знакомого решила перебраться в Америку. Понимая, что официальную визу получить не смогу, договорилась с посредниками, которые перевозят людей. Кстати, есть два способа - легкий и тяжелый - через мексиканские болота. Легкий способ дороже, но безопаснее. Возможно, поэтому пересечь границу Мексики было несложно, но в тюрьме я все же пробыла. В Бруклине я нахожусь уже шесть месяцев, если честно, не жалею, что мигрировала. Сразу по прибытию оформила разрешение на работу, медицинскую страховку, по которой получаю все необходимые лекарства бесплатно. Я не чувствую себя нелегалом, а самое главное - в абсолютной безопасности, понимая, что никто меня не остановит и не депортирует. Не скрою, что есть сложности, например дорогое жилье. Аренда жилья составляет 1 700 долларов в месяц. Мы вынуждены снимать двушку вчетвером. Но здесь я могу отложить денег и покрыть все свои расходы, потому что в неделю зарабатываю не менее 1 000 долларов. Сейчас готовлю документы в суд для легализации.
Бесспорно, легальное прибытие в страну придает не только статус и улучшает заработок, но и дает возможность пользоваться дополнительными социальными льготами и быть на равных.
Русский квартал
В Бруклине есть район "русский" - район Брайтон-бич. Эта местность получила название Маленькая Одесса из-за крупной русскоязычной диаспоры из Украины и России.
Здесь легко можно встретить вывески с привычными для нас советскими названиями «Пельменная», «Куриный домик» или «Аптечный дом».
Здесь расположены многие культурные и просветительские центры русскоговорящей общины Нью-Йорка - радиостанции, телестудии, редакции газет, школы и учреждения дошкольного воспитания, досуговые центры, самая широкая инфраструктура обслуживания на русском языке.
Именно здесь находится самый известный во всем мире Брайтонский пляж - Брайтон Бич. Пляж представляет собой широкую (около 100 метров) песчаную полосу, омываемую бирюзовыми водами Атлантического океана. Глубина нарастает постепенно, что весьма удобно для пожилых людей и семей с маленькими детьми. Здесь практически не бывает сильных штормов и коварных океанических течений.
В сезон пляж достаточно многолюден, но благодаря его размерам здесь найдется место для всех желающих. Вход бесплатный, прибрежная территория оборудована туалетами, душевыми и фонтанчиками с питьевой водой. За отдельную плату можно арендовать зонты и шезлонги, есть также скамейки для отдыха и беседки со столиками.
Лично мне не удалось окунуться в океан, но понаблюдать за стаей чаек и увидеть красивый закат – это то, ради чего стоит побывать на пляже.
Дорожная инфраструктура
Самый приятный момент, который произвел впечатление, - общественный транспорт. Он практически бесплатный. Вернее, проезд в автобусе стоит $ 2.99. Однако, если у тебя нет денег, можно кинуть в кассу несколько центов, и никто за это тебя не поругает и даже не посмотрит косо. Водителям неважно, сколько ты оплатил за проезд, они получают фиксированную заработную плату и не тратят нервы на «разборки» с пассажирами.
Еще одна приятная деталь - льготы для проезда в общественном транспорте имеют студенты и школьники. Им в учебном заведении выдаются специальные карты для проезда. Правда, в ней установлены ограничения: за сутки можно использовать бесплатную карту два раза, то есть в один и другой конец, при этом не в школу. В школу учеников развозит специальный автобус, который курсирует по городу в определенное время.
Дороги здесь зеркально гладкие, выпуклых колодцев посередине трасс я не встретила, правда, с парковками беда. Очень сложно найти парковочное место вблизи дома. Практически везде стоят ограничения, запрещающие парковать машину там, где вздумается водителю.
Самое печальное то, что бесплатной парковки практически нет, особенно сложно в центре, на Манхэттене. Любая уличная парковка, если вы вдруг ее и найдете, позволит вам припарковаться максимум на два часа. То есть, оставить машину на целый день невозможно. А за крытый паркинг на Манхэттене с вас возьмут 50 долларов в день.
Но это еще не все. За малейшие нарушения водителей нещадно штрафуют. Штрафы большие. Самое интересное начинается, если вы решили не оплачивать штраф в течение трех дней. Тут разговор короткий: власти могут эвакуировать и продать вашу машину с аукциона.
Замира БАЛТАЕВА.
Окончание следует.