Звуки карнаев, или Две главные ценности скульптора Нины Истоминой

Самарканд. Высоко над головами огромное жаркое солнце. Во дворе под большим тутовым деревом протекает арык с мутной водой и несет живительную прохладу. Часто под тенью этого дерева играет девочка лет пяти. Она собирает глину по размокшим краям арыка и с увлечением лепит из неё свои игрушки. Особенно хорошо получались глиняные сумочки, которые она украшала камушками и цветочками. Прилепив к ним ручки, она сушила их на солнце, а затем дарила своим подружкам… Это увлечение было для нее важным занятием. И глина была не просто глиной, а частью ее детского мира. Годы спустя эта девочка станет профессиональным скульптором…

Родилась Нина Павловна Истомина в Самарканде, в рабочей семье. Детей было трое: два сына и младшая дочь - Нина. Трудные послевоенные годы. Отец ветеран войны работал день и ночь маляром. Мать – портниха, но как творческий человек, она находила время для детей, прививая им чувство прекрасного и доброго. Вечерами обязательно читала книги. Водила в кинотеатр и театр. Не пропускались и походы на приезжие гастроли цирка, концерты. Судьба подарила Нине Истоминой замечательных родителей, а в дальнейшем еще множество встреч с удивительными, интереснейшими людьми, знакомство с которыми сыграло большую роль в ее жизни.

НАЧАЛО

А началось все с самой обычной лягушки. Школа, 8 класс, старшеклассниц готовили в пионервожатые, которые должны были уметь работать с детьми: петь и танцевать, учить их лепке и рисованию. Однажды учителю биологии понадобилось для своего кабинета сделать наглядные пособия. Она поручила девочкам слепить кровообращение лягушки. Учительнице очень понравилось, как Нина справилась с этим заданием. После этого все остальные пособия для кабинета биологии делала только Нина...

Будущая скульптор начала пробовать копировать с небольших скульптур. Сначала ей попался маленький бюст Тараса Шевченко, потом Ленина, Гагарина и Терешковой. Последних она лепила из пластилина для участия в школьных конкурсах.

Развиться таланту Нине помогли в областном Дворце пионеров. На тот момент здесь была изостудия, которую вела одаренная педагог и художник Антонина Васильевна Ларина. Правда, она занималась с детьми только рисунком и живописью, но от настойчивой девочки, которая мечтала лепить, не отказалась, и стала готовить ее к поступлению на скульптурное отделение в Ташкентское художественное училище.

Нина ради цели бросила спорт - легкую атлетику, где уже успела добиться успехов, и серьезно занялась рисунком. Ведь по совету А. Лариной, для того, чтобы хорошо лепить, надо научиться хорошо рисовать. Лепкой она занималась самостоятельно. Но по рекомендации Лариной, Нина показывала свои работы руководителю кукольного кружка, которым руководил профессиональный актер театра из Ленинграда по фамилии Епифанов. Это был интереснейший старик, он много рассказывал Нине про Питер и как он играл Гамлета в театре. За то, что консультировал ее в вопросах лепки, заставлял участвовать в своих кукольных спектаклях, так как не хватало актёров. У Истоминой интерес к кукольному театру сохранился на всю жизнь.

Атмосфера в изостудии Антонины Васильевны была непринужденной и наполнена особым творческим духом. Она преподавала уроки не только русской реалистической школы рисунка и живописи, но и воспитывала любовь к искусству. Сама Антонина Васильевна относилась к творчеству, как к служению и это невольно передавалось ее воспитанникам. Позже Нина Павловна сама никогда не изменяла этому служению, разве только когда у нее появились дети и надо было непременно совмещать несовместимое. Кстати, «совмещать несовместимое» позже отразилось в ее дальнейшем формотворчестве…

 Итак, с целым чемоданом всех своих налепов после 10 класса и изостудии Нина отправилась поступать в столицу. Там она покорила своими работами членов приемной комиссии Ташкентского художественного училища имени П. Бенькова. Особенно впечатлила ее необычная композиция «Иоланта слепая», которую она вылепила вдохновленная фильмом «Иоланта». Девушку приняли на второй курс, которым руководил известный ташкентский скульптор Филипп Иванович Грищенко.

УЧЁБА

Учась в Ташкенте, она и представить себе не могла, на какой сложный путь становится. Но с самого начала Истомина осознавала, что как бы порой не будет трудно, скульптура - это ее призвание. Дополнительно принятию такого решения послужило сильнейшее впечатление, которое она испытала при посещении Ташкентского музея искусств. Тогда она впервые увидела шедевры скульптурных композиций из мрамора.

После окончания училища Нина, вопреки родительской воле, решила непременно учиться дальше, в Ленинграде. Вместе с подругой Галой Шаховой, с которой они занимались вместе в студии у Лариной, они поехали поступать в Академию Художеств. Истомина на скульптуру, а Шахова на живопись. Их не приняли. Конкурс  на поступление был огромный, так как приезжали со всего Союза. Тогда девушки решили попытать счастья на следующий год и вернулись в Самарканд. Но Г. Шахова вскоре трагически погибла, а Н. Истомина решила поступать не в Академию, а в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени знаменитой В. Мухиной. И поступила в него только через два нелегких года, при этом прежде необходимо было отработать на стройке лимитную прописку в культурной столице России. Поступила на факультет монументально-декоративной пластики, пройдя через жестокий отбор, так как ведь на скульптурное отделение принимали всего семь человек и из них девочек брали только двоих.

Ей преподавали опытные педагоги В. Рыбалко и П. Якимович, Л. Вальц и брат Петрова-Водкина профессор А. Петров, которых Нина Павловна вспоминает с благодарностью. Полностью погрузившись в учебный процесс, она продолжает открывать для себя волшебный мир искусства. Сам город-музей Ленинград со множеством городских скульптур и памятников, Эрмитажем и шикарными библиотеками был питательной средой для приезжей студентки. Но самым главным стали непосредственные занятия в самом училище, когда работе над натурой посвящалось по сто часов! Студентов обучали работать с различными скульптурными материалами: глиной, мрамором, деревом, гипсом, пластилином. Всем этим нужно было владеть для создания скульптур - от монументальных памятников до мелкой пластики.

Учась в Ленинграде Нина Истомина принимала участие в различных мероприятиях. В 1975 году, на третьем курсе только работы студентки Истоминой были отобраны на выставку в г. Прагу ЧССР, посвященную 30-летию освобождения от фашизма, а после окончания вуза экспонировались в Музее истории Ленинграда.

Александр ГАЛАК.

Окончание следует