Звуки карнаев, или Две главные ценности скульптора Нины Истоминой

Метаморфозы любого из материалов - мрамора, дерева, гипса и позже цемента - увлекали Нину Истомину. Но мрамор Нине Павловне был ближе по духу. Ей нравилось, когда за работу можно взяться сразу и творить из куска камня, минуя лепку, формовку и отливку. Но более нравилось разгадать душу материала. Жаль, что поработать с мрамором пришлось только в студенчество… Окончив учебу в Ленинграде, Нина Истомина возвращается в родной Самарканд, полная планов и надежд.

Желание творить и созидать после получения новых знаний было для нее основным желанием. Но реальность в Самарканде оказалась более сложной, чем мечталось. Не сразу и далеко не в полной мере её мечты и идеи, которыми так горела душа, удалось осуществить. Причинами тому и замужество, и рождение детей. Женщине в искусстве, как правило, намного сложнее реализовывать себя, чем мужчинам. Довольно часто приходилось жертвовать идеалами ради семьи и детей. Быт тормозил и приземлял… Но, при всем этом ей каким-то чудом удавалось совмещать две ценности жизни, которые для нее всегда являлись главными - творчество и семья.

Подруга Наталья Барилло посвятила ей одно из своих замечательных стихотворений:

«Куда бегу - спросила Нина,

мечась по дому вкривь и вкось,

а на заброшенных картинах

иное время разлеглось.

Но кто-то требует отчёта,

велит - беги! Плати долги!

Какая грубая работа

для тонкой скульпторской руки!»

К удивлению всех

Свой первый скульптурный заказ по возвращении в Самарканд Нина получила далеко не сразу. Он поступил от животноводческого комплекса, находящегося в Агалыке. Там предстояло вылепить монументальную фигуру огромного племенного быка-красавца. Эта работа, ставшая воплощением мощи, с выраженным мускулистым рельефом форм была выполнена молодым скульптором Н. Истоминой в рамках работы в Художественном фонде Самарканда.

Впервые она использовала технику лепки аля-прима, то есть сразу из бетона, на месте, около постамента, на котором должны были установить статую «Бык». Работа была выполнена ею без традиционной лепки из глины, а затем формовки и отлива в бетоне. Получилось быстро и экономично к удивлению всех, а особенно художественного совета, который сомневался в качестве такой техники. Этот монумент сохранился по сей день.

Следующий крупный заказ поступил из области. Нужно было создать мемориал Славы на высокой горе в поселке Дзюш города Нурата. Трудное, очень ответственное и, вместе с тем, почетное задание для каждого скульптора: создать монументальный образ Славы и Скорби погибшим в Великой Отечественной войне. Этот мемориал был создан за два года. В итоге получились величественные стелы и два барельефа с изображением солдат и скорбящих фигур. В этой грандиозной работе участвовали директор худфонда Г. Пак и архитектор М. Касымов, и конечно же помогал супруг Истоминой - Владислав Григорян. К сожалению, памятник просуществовал недолго. Не сохранилось даже фотографий - только эскизы автора…

Для воплощения каждого очередного заказа Нина Павловна развивала исключительно свои собственные творческие идеи. Порою решения приходили после долгих обдумываний. Обязательно учитывалась окружающая среда - пространство, в которое скульптура должна органично вписаться. Такова школа Мухиной.

Собственное видение и образное пластическое мышление придавали скульптурным работам Истоминой неповторимые, индивидуальные черты. Будучи по складу характера человеком активным и разносторонне-образованным, она черпала вдохновение из сокровищниц классического и восточного искусства, местного фольклора. Основными направлениями творческих исканий скульптора становятся опоэтизированное и философски осмысленное отображение натуры. Конечно, нельзя утверждать, что все работы удавались одинаково удачно. Труд скульптора, как и всякой другой творческой личности, - это целая цепь из удач и поражений, путь постоянного преодоления и познания.

Устремлённые в небо

В творческой биографии художников и скульпторов есть работы, которые становятся особенными и выделяются из числа остальных. Такой одной из самых знаковых и ярких работ Нины Павловны стала скульптурная композиция «Карнаисты», созданная ею в 1980-1981 году для здания летнего театра имени Хамзы в Центральном парке города.

Идея данной скульптурной композиции родилась относительно быстро. Во-первых, на сам фасад здания просилась вертикально размещенная композиция. Отталкиваясь от этого, скульптора озарила мысль: конечно же карнаи! Сам музыкальный инструмент давно нравился Нине Истоминой, своей формой и сильным, своеобразным звуком. Чтобы добиться полноты воплощения, она решила собрать воедино три фигуры музыкантов, как максимальное выражение кульминации национальных праздников и торжеств.

Работа высотой в семь метров очень удачно разместилась на фасаде здания Летнего театра. При ее обдумывании скульптору пришла дерзкая идея: создать всю композиционную группу сразу из листовой меди, опять минуя традиционные этапы работ - лепку, формовку, чеканку по меди.

Слепив большую модель предстоящей скульптуры, Нина Павловна показала ее худсовету и при обсуждении настояла на том, что композиция будет исполняться из листовой меди трехмиллиметровой толщины. Ей это запретили, но она взяла всю ответственность на себя. В этой истории сказался характер скульптора.

Профессиональные чеканщики братья Богоудиновы и супруг поддержали ее. Работа под руководством Нины Павловны началась сразу и непосредственно с окончательным материалом. В худфонде композиция была сделана по отдельным частям, а уже на месте, непосредственно на здании театра, их с помощью сварки собрали в единое целое. Для этого на фасаде театра был построен специальный каркас – леса.

Существовал определенный риск – делать работу вопреки запрету худсовета, но он оправдал все ожидания. В итоге получилась крепкая и легкая, цельная и устремленная ввысь динамичная скульптурная группа. Монументальная композиция из трех музыкантов-карнаистов, с направленными в небо карнаями, органично была вписана в парковую среду города, создавала настроение праздника и как будто бы издавала звук. Эта работа сразу же полюбились горожанам и гостям Самарканда, композицию стали печатать на открытках и в путеводителях города. К большому сожалению, со временем город лишился этого замечательного монументального образа, успевшего стать его неотъемлемой частью. По чьему-то решению скульптурную группу сняли с фасада здания, и автор не знает о его дальнейшей судьбе.

В постоянном поиске

Когда было построено новое здание областного Дворца творчества детей и юношества, перед самаркандскими художниками и скульпторами стояла задача украсить его своими произведениями искусства. Нина Павловна взялась за давнюю мечту - создать из металла «свою» оригинальную решетку в память о прекрасных решетках Питера. В то время во Дворце требовалась перегородка при входе в выставочный зал. На это место и решили поставить металлическую решетку по эскизу Истоминой.

Сложность задачи для скульптора заключалась в том, что во всем Самарканде не было ни кузницы, ни литейного цеха для выполнения такой работы с металлом. По этой причине решетка, сочетая художественную ковку, литье, чеканку и сварку, делалась на трех заводах. Получившаяся очень красивой декоративная решетка под названием «Музы» с шестью изящными античными фигурками муз - танца, театра, поэзии и музыки, истории и науки - украсила собою интерьер Дворца. Потом она была выкуплена Ташкентом и установлена на территории Центра современного искусства рядом с Олий Мажлисом…

В 1980-х годах на базе Художественного Фонда Нина Павловна вместе с мужем и родными братьями организовали первую в Самарканде кузницу. С этого времени в городе Самарканде стали создаваться красивые кованые; ограды, решетки и ворота. Вскоре появились предприимчивые люди, которые переняли идею и стали создавать свои кузнечные мастерские, и Самарканд буквально зацвел разнообразными коваными изделиями…

Помимо своих творческих работ, Нина Павловна руководила студией «Юный скульптор» на базе Дворца в течение 16 лет, прививая детям любовь к творчеству, скульптуре. Кстати лепку-скульптуру, как самостоятельное направление в искусстве, в Самарканде, прежде никто и никогда не преподавал, кроме Истоминой.

В 90-е годы общая ситуация в стране сильно изменилась, тогда все художники остались без государственных заказов, а худфонд прекратил работу. Нине Павловне, чтобы выжить, пришлось браться за любые заказы и пробовать свои силы в новых жанрах и материалах. Тут проявилась любовь к керамике. Тогда Истоминой была создана монументальная керамическая композиция, состоящая из двух панно, размером 5 на 7 метров, из шамота и керамики, на тему афрасиабских росписей, которые и теперь украшают въезд на Афрасиаб.

На счету Нины Павловны есть и росписи, и декоративные изделия мелкой пластики, а также папье-маше и многое другое, чем ей довелось заниматься. Она стала художником-универсалом, которому были доступны практически любая творческая задача и интересный материал. В 1992 году скульптор Нина Павловна становится членом Творческого объединения художников Узбекистана.

Ради своих детей Нина Павловна всегда была готова на жертвы и подвиги, постоянно отодвигая на второй план свое творчество. Ее дети росли в атмосфере искусства, что отразилось на их выборе жизненного пути. Оба – и дочь Светлана, и сын Артур - творческие натуры. Сейчас Светлана с мужем успешно занимаются витражами и художественной ковкой, а сын Артур - архитектурный дизайнер.

Несколько лет назад Нина Истомина перебралась к своим детям в Россию, оставив позади множество нереализованных творческих идей и интересных проектов. 40 с лишним лет ею были отданы Самарканду, а вот организовать персональную выставку своих работ Нине Павловне так и не удалось, о чем сожалеют как друзья, коллеги, так и поклонники ее искусства…

Александр ГАЛАК.