Звезда Давида на самаркандской земле

Часть третья

После завоевания Самарканда царской армии в нем выросли целые жилые кварталы, которые положили начало новому городу, впоследствии именуемым «русским» или «европейским». Первоначально в нем имели право на жительство только граждане христианского вероисповедания. Позднее в этой части Самарканда стали приобретать дома мусульмане и бухарские евреи.

Жители еврейского квартала стали активно осваиваться в новых условиях. Как пишет Маркиэль Фазылов в своей статье «Жилище евреев Центральной Азии», к 1894 году евреям принадлежало 47 домов в центре Самарканда. «При этом нужно учесть, что стоимость дома на тот момент превышала 1500 рублей. В старом городе цены были ниже 1000 рублей. Для сравнения: 1 кг мяса тогда стоил 10-12 копеек, а корова - 9-10 рублей, при средней зарплате рабочего в 4-5 рублей в месяц. Разумеется, что купить или построить дом могли позволить себе богатые люди», - заключает М. Фазылов.

Чем же зарабатывали на жизнь бухарские евреи, о богатстве которых в Самарканде и не только ходило столько слухов? Дело в том, что из всех ремесленных занятий наибольшее распространение получило у евреев красильное дело. Оно не пользовалось уважением среди мусульман, но было крайне востребовано, ведь на Востоке всегда ценились яркие шелковые одежды. Бухарских евреев на городских улицах нередко можно было узнать по рукам с неотмытой красной, синей или желтой краской. Они специализировались на крашении шелка и были единственными в регионе, кто занимался его окраской в синий цвет при помощи красителя индиго холодным способом (кубовое крашение), секрет которого евреи хранили с древности и передавали его только от отца к сыну.

 «В одних специальностях (крашение шелка, посредническая торговля, изготовление золотых украшений, мыловарение, шитье одежды на швейной машине и др.) бухарские евреи выступали как новаторы, независимо от того, принесли ли они свое мастерство в среднеазиатские города с территории своего прежнего проживания, или освоили его уже в позднее время. Другие профессии получили распространение у бухарских евреев благодаря тому, что у остальных горожан считались непристижными (чесание хлопка и мотание пряжи, обработка и окраска кож и т. п.)», - пишет Татьяна Емельяненко в своей книге «Традиционный костюм бухарских евреев».

До ХХ в. к специализации бухарских евреев относились также винокурение, изготовление свечей, которые были связаны с традициями еврейской религиозной практики: винопитие и возжигание свечей являлись одними из элементов ритуальных действий, входящих в комплекс еврейских религиозных обрядов. Частью обрядовой культуры бухарских евреев являлось и музыкальное искусство. Особенно были известны еврейки-созанда - исполнительницы фольклорных произведений, музыкантши и танцовщицы, которые выступали на свадьбах и других семейных и общественных мероприятиях.

Как пишет Т. Лукьяненко, некоторые виды занятий бухарские евреи хотя и разделяли с соседними народами, но признавались в них более искусными специалистами. Так, общепризнанным авторитетом пользовались еврейские лекари, лучшими считались изделия еврейских ювелиров, таджички и узбечки охотно прибегали к услугам еврейских кошчин - женщин, которые придавали форму бровям, выщипывали при помощи скрученной нитки волосы на лице. Здесь надо сказать, что данная процедура у бухарских евреев являлась главной частью одного из старинных свадебных обрядов - кошчинон, имеющего магическое значение.

После присоединения Средней Азии к России солидные доходы евреям принесла посредническая торговля, бухарские евреи стали проводниками в регион российских фабричных товаров, прежде всего мануфактуры, а также поставщиками среднеазиатского хлопка и шелка для текстильной промышленности европейской России. Альберт Каганович в своей книге «Друзья поневоле. Россия и бухарские евреи, 1800–1917» пишет, что еще «в 1867 году известный славянофил князь Владимир Мещерский, встретив на Нижегородской ярмарке Пинхаса Абдурахманова, узнал от него, что русские купцы не могут добиться успеха в Средней Азии, так как привозят ткани с узорами и расцветками, не пользующимися популярностью среди местного населения. Один из крупнейших предпринимателей Туркестанского края, Натан Давыдов, писал в воспоминаниях, что еще в четырнадцать лет (т. е. в 1894 году) сам нарисовал для московских фабрикантов узоры тканей, востребованных на среднеазиатском рынке. За это он получил от промышленников премию».

Показательна в этом отношении жизнь бухарско-еврейской семьи Абрамовых. Основатель этой фамилии Абрам переселился вместе с семьей из Кабула в Бухару в 1851–1852 годах. Через несколько лет семья переехала в Самарканд. Уже через год мужчины из этой семьи начали заниматься мануфактурной торговлей, став к концу XIX века одними из самых богатых купцов в городе. Разветвленный род Абрамовых (Кабули) приобрел недвижимость и в новом городе. Вначале Биньямин (Амини Кабули) и Исаак Абрамовы купили дома на улице Кауфманская и на улице Каттакурганская. В последующие годы Пинхас бен Исаак Абрамов приобрел дом на углу улиц Каттакурганская и Черняевская. Затем он построил два особняка на улице Николаевская (ныне улица Джами) – торговый дом и синагогу.

Объем торговли бухарских евреев увеличился с постройкой железной дороги, даже несмотря на то, что новая дорога одновременно расширила и возможности предпринимателей внутренней России участвовать в торговле с туркестанской колонией. Уже к 1889 году в руки бухарских евреев перешла почти вся торговля шелком-сырцом и значительная часть торговли хлопком в Самаркандской области. Почти за двадцать лет относительный показатель участия бухарско-еврейских предпринимателей в торговых оборотах Самарканда возрос на 22,56 %, достигнув около 47,8 % в 1892 году. При этом бухарские евреи (3610 человек) составляли в 1893 году только около 6,5 % от всех жителей города.

Экономическое благополучие бухарских евреев позволило им вкладывать в средства в строительство домов. К началу ХХ века ими было построено более 100 домов как в новой, так и в старой части города. Один из таких домов в Самарканде стал дом Иосифа Калантарова по ул. Толмасова в еврейской  махалле. В 1897 году он купил у местных таджиков заброшенный участок земли. Большая часть жилых комнат этого по-своему уникального дома построена к 1901 году. Для внутренней отделки приглашались известные в те годы самаркандские мастера резьбы по ганчу и дереву усто Лутфуллло с сыном Саьдулло, Махмуд, Шариф, Абди Хафиз, Карим, Саиб Назар.

Анастасия ПАВЛЕНКО.